Была ли в Смоленске Свинская слобода?

Этот вопрос возник 17-20.09.2016 в комментариях к теме «Retromap: вчера, 27.01.2015 г., было большое пополнение планов г. Смоленска» (см. ниже).
Поскольку эта тема не совсем подходит (совсем не подходит 🙂 ) для обсуждения подобных вопросов, мы переносим комментарии по слободе  в отдельный пост, т. е. сюда: 

Комментарии:
Любовь: Господа, помогите пожалуйста моему недоумению: в некоторых картах Смоленска 18 в., р-он Кловки обозначен где СВИРСКОЙ, где СВИНСКОЙ слободой, может ошибка картографа в написании, всего одна буква, мда….. Спасибо.
admin: Любовь, да, это Вы правильно заметили – с некоторыми картами-планами 18 века. Но это не ошибка, как, кстати, полагают многие – именно о “Свинской слободе” писали. например, авторитетнейшие смоленские историки:
– Ф.Э. Модестов: http://old-smolensk.ru/?p=11174 (стр.3, от “Примечаний” 2-й абзац вверх).
– Д.И. Будаев: http://old-smolensk.ru/?p=12758 (Са > Смоленск, 5-й абзац сверху).
Любовь: Спасибо за ссылки.
Недоумевающий: Коллеги, а можно уточнить, – на каких именно “некоторых” картах или планах указана Свинская слобода? Кроме вполне современного музейного «Плана г. Смоленска конца XVIII века» (http://old-smolensk.ru/?p=3787)?”.

Предлагаем имеющим, что сказать по теме, принять участие в обсуждении. 

Дополнено 09.10.2016 (1)
Итак, стартовые исходные данные по ссылкам из комментариев:
….1. Из Ф.Э. Модестова:
«Нами уже отмечалось, что на основании скандинавских источников, исследованных Т.Н. Джаксон (4, с. 122-125), и местной топонимики Гнездовское поселение называлось в древности — Свинеческ. Возможно, именно это отразилось в названии старой дороги, ведущей на запад от Смоленска и проходившей напротив Гнездова, — Большая Свинская дорога, а предместье города, через которое она проходила, — Свинская слобода».
….Ф.Э. Модестов,“Экономическая и политическая роль Гнездова в истории
Смоленской земли”.
 

….2. Из Д.И. Будаева:
«Пять слобод (Свинская, Донщина, Кукуй, Ямская, Рачевская) существовали издавна, три (Офицерская, Дворянская и Солдатская) относились к числу новых, ко времени генерального межевания они только еще застраивались».
….Д.И. Будаев, “Смоленск” // Энциклопедия Смоленской области (часть вторая).  

….3. План г. Смоленска конца XVIII века:
mapXVIIIgreen_romanovsmapXVIIIyellow_gubernskiy

 

 

 

 

 

..

.
.
Дополнено 11.10.2016 (2)
К 4-му комментарию (см. выше): Вот еще один план Смоленска с надписью «Свинская слобода», но, увы – тоже новодел. 🙁
map_smolensk1776

 

 

.

.

.

.

.

.

.
….Источник: 
План г. Смоленска 1776(?) г.

.

Дополнено 13.10.2016 (3)
А вот фрагменты еще одного такого плана, 1957 года издания – похоже, это первый из серии со Свинской слободой:
gt-ryabkov-map-smolensk_research-materials-n2-1957gt-ryabkov-map-smolensk-objects_research-materials-n2-1957

 

 

 

.
Обратите внимание – на всех приведенных здесь планах подписана Свинской не только слобода, но и улица!

.
Источник: 
Фрагменты планов города Смоленска XVIII в. 

Из комментариев:
….Элка 17.04.2014 в 17-54Приведённый план составлен профессором Смоленского педагогического института Рябковым Г.Т. (1919 -1993 ).
Опубликован в сборнике – “Материалы по изучению Смоленской области. Вып. 2. 1957 год”
– в статье ” Города Смоленской губернии в последней четверти XVIII – начале XIX столетий“.
Элка 17.04.2014 в 21-25На сколько я понимаю, план составлялся на основе материалов Генерального межевания Смоленской губернии 1776-1779 годов. Автор ссылался на ЦГДА, фонд межевого отдела, д. 92. <…>
….Элка 18.04.2014 в 17-13<…> Это можно скорее считать иллюстрацией к статье Рябкова для её наглядности.
….Элка 19.04.2014 в 00-09: Я уже писала выше – вся статья опирается на материалы Генерального межевания Смоленской губернии 1776-1779 годов.
….Источник: План г. Смоленска 1776(_) г. 

Итак, “Материалы по изучению Смоленской области», вып. 2, 1957:
research-materials-n2-1957_smolensk-annales-info

 

.

Источники:
Annales: Материалы по изучению Смоленска и области…
Библиотека Annales: I. Смоленск и Смоленская земля. II. Издания смоленских организаций

.
Дополнено 01.06.2017 (4)
Ответ 1-й: В XVIII веке Свинская слобода в Смоленске уже/ещё была!
.
« … Географическое описанiе города. (стр. 24-40).
….Стр.34:
«3-я часть лежит за городом, по cю сторону Днепра.
Сия часть разделяется на две слободы:Рачевская и Свинская. …».

 


.
…..
Стр.36:
«В Свинской слободе имеются ведомства наместнического правления, казенный провиантский магазин, …».

.

.

.

.

.

.

.

….Источник:
«Северный архивъ». 1828, № III. L. Россiйская исторiя.
Историческое и Географическое описанiе города Смоленска.
“… Сiе описанiе составлено Смоленским Архиепископомъ Гедеономъ и поднесено Императрицѣ Екатеринѣ Великой во время пребыванiя Ея въ Смоленскѣ. Изд. …”.
….Подробнее см.:
– Епископ Смоленский и Дорогобужский Гедеон, автор первого опубликованного (в 1828 г.) “Исторического и географического описания города Смоленска”.
– Епископ Гедеон: Историческое и географическое описание города Смоленска.
– Как смоленский епископ Гедеон попал в хронологическую “вилку”.

Дополнено 07.06.2017 (5)
А вот план г. Смоленска из очень серьезного документа, опубликованного в 1792 году.

 

 

 

 

План города Смоленска.
Фрагмент листа 4(9).

.
….А ведь очень даже и в деталях похожи все здешние “новоделы” (см. выше) на прапрапрадедушку, а? 🙂
    Источник:
См. План г. Смоленска по генеральному межеванию губернии 1792 г.
«…Заголовок: 1792. План генерального межевания Смоленской губернии 1780-1792 гг.
Дата публикации: 1792 …»

Дополнено 10.06.2017 (6)
А по материалам предыдущего генерального межевания 1776-1779 гг. “Свинская слобода занимала площадь в шесть десятин”.
….« … В 1779 году был утвержден … план города Смоленска. В соответствии с этим планом предместье города Смоленска включало в себя восемь слобод – пять старых и три новых. Старые слободы – Свинская, Донщина, Кукуй, Ямская, Рачевская …

…. По материалам генерального межевания земель (проводилось в Смоленской губернии в 1776-1779 годах) Свинская слобода занимала площадь в шесть десятин. Жили в ней мещане и солдаты, купеческие и мещанские работные люди. Последних по третьей ревизии (1761-1767 гг.) насчитывалось 19 душ, а во время межевания – 33 души обоего пола. …».

….См. также ссылку на ЦГАДА(РГАДА):
Элка 17.04.2014 в 21-25: « … на основе материалов Генерального межевания Смоленской губернии 1776-1779 годов. Автор ссылался на ЦГДА, фонд межевого отдела, д. 92. <…>.

Дополнено 11.06.2017 (7)
А в в XIX-н.XX века название «Свирская» стало официальным — для улицы и слободы.

....См. А. Н. Соловьев: “Имена смоленских улиц, площадей и не только …”, стр. 106-107.

Дополнено 19.06.2017 (8)
В течение какого-то переходного период применялись, конечно, оба названия этой слободы (Свинская и Свирская), но, скорее всего, не слишком долго – в новом, более просвещенном XIX веке (и далее), уже не имел права на существование такой моветон, как «Свирская церковь в Свинской слободе». 🙂

И это в какой-то степени могло сказаться также и на редакторской правке новых публикаций «Исторического и географического описания г. Смоленска» 1780 г. – см. таблицу:

.
Дополнено 21.06.2017 (9)
А вот один и тот же абзац из двух современных смоленских энциклопедий:

 

 

 

.
Энциклопедия Смоленской области. Ч.II. События > Са > Статья «Смоленск», авт. Д.И. Будаев.

.

Культурное наследие земли Смоленской > О смоленской земле > Исторический очерк > стр.4. / По изданию “Смоленск. Краткая энциклопедия”

 (Продолжение следует

Была ли в Смоленске Свинская слобода?: 15 комментариев

  1. Editor Автор записи

    Дополнено исходными данными по ссылкам из комментариев.

  2. anzel

    Может быть, авторы “новодельных” планов знали в чем дело и на рассматриваемую эпоху название лепили?
    Эх, и топонимы были! Слобода Свинская, переулок Грезницкий, башня Золотарная…
    (В сторону: это чё и церковь Михаила Архангела не Свирская?)

  3. Недоумевающий

    А почему же они с Перлиным своими знаниями не поделились – тот утверждал, что слобода еще с XII века называлась Свирской?

  4. Любовь

    Перечитала в книге С.П.Писарева “Княжеская местность и храм князей в Смоленске”. 1894 г.
    отрывки, касаемые происхождения названия Свирская слобода. (стр.51,53-55)., убедительно, но не на 100%. По плану 18 в. г.Смоленска : новодел. с его Свинской, прости, Господи, слободой.
    Извините меня, я неравнодушный дилетант .
    Жду продолжения.

  5. Editor Автор записи

    Да, я тоже недавно эту книжку смотрел по этому же поводу.
    Насколько помнится, там у Писарева не только нет Свинской, но он и Свирскую выводит не от Александра Свирского, а от Северской земли?

    А продолжение уже в пути 🙂

  6. Editor Автор записи

    Дополнено ссылкой на журнал  «Северный архивъ». 1828, № III.

  7. anzel

    А если она была Свенская, от слова “свеи”? Такая версия раньше никем не рассматривалась?
    Дарю. 🙂

  8. Editor Автор записи

    Горячо!!!
    Татьяна Джаксон (см. Доп.1) – самый наш крутой (или тут надо – крутая?)
    ученый-скандинавист! 🙂

  9. Editor Автор записи

    Дополнено таблицей со сравнениями фрагментов 4-х изданий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *