Избранные места из переписки Андрея Ивановича* с Михаилом Борисовичем** (1608).

* Сапеги – воеводы Мстиславского и старосты Оршанского.
** Шеиным – воеводой Смоленским. 

Фрагмент из «Отписки …», а именно из приложенной к ней копии грамоты мстиславско-оршанского коллеги нашего смоленского М. Б. Шеина – А. И. Сапеги. “писано у в Орши року 1608 месяца Августа 21 дня”.
historic-acts-archeographic-сommission-v2-1841_p127_runivers-0137_underlinedhistoric-acts-archeographic-сommission-v2-1841_p128_runivers-0138historic-acts-archeographic-сommission-v2-1841_p129_runivers-0139_underlined

 

 

 

 

 

Уж очень содержание её даже где-то забавным показалось — пеняет этот Сапега Михал Борисычу за необязательность в переписке, по причине каковой ихний речьпосполитянский король на безвинного Андрея Іваныча взыскания регулярно налагает. 

Для облегчения усвояемости текст частично адаптирован к современному стилю изложения:
….«III. … от воеводы Мстиславского и старосты Оршанского и Оранского Андрея Ивановича Сапеги в Смоленск, к воеводе и наместнику Смоленскому Михаилу Борисовичу Шеину.
Писал я к тебе, воевода Смоленский, неоднократно в скольких грамотах моих о многих великих делах, а ты, воевода Смоленский, ни на одну грамоту мою не отписал, и посланцев моих ни с чем отправил.
Пригоже ли то делаете, что ничего на мои многие грамоты никакого слова не отписуешь? Чего не бывало у первых воевод нигде ваших таких грубостей, что якобы в пустой земле.
Знаю, что вы себе все мои грамоты в дурость (в оригинале: “в кепство” — Ed.) оборачиваете, а мне же это сильно досадно: за неотписанием твоим на все мои грамоты от короля нашего великую неласку имею якобы я до тебя грамот не посылал. Про то и теперь воевода Смоленский, тебе напоминаю, чтобы ты на первые и теперешние мои грамоты о всем отписал …». 

….И в конце письма оршанский Сапега напоминает об этом же еще раз:
«А ты бы, воевода Смоленский, на те все грамоты мои отписал вборзе же и посланца бы моего ко мне отпустил не задерживая».
Писано в Орше 21 августа 1608 г.». 

.Прим. :
На то, что  Андрэй Іванавіч Сапега (литовец?! :(, поляк?!!! 🙁 🙁 ) в своей грамоте Шеину «тыкал», внимания особо обращать не надо — не было тогда в русском языке вежливой формы обращения на «Вы» предусмотрено и, например, тот же Шеин в отписках даже царю на нынешнее ухо вроде как бы тоже грубил – «холоп твой Михалко Шеин». 🙂

….Для справки:
А через год с месяцем старший брат Андрея, великий канцлер Великого княжества Литовского Лев Иванович Сапега менем которого сейчас названы улицы в Минске и Могилёве, площадь в Слониме, которому в 2010 г.  установлен памятник в Лепеле – не считая уже его изображений на белорусских марках и монетах), прибыл под Смоленск уже конно и оружно с ВКЛ-овским войском, а вскорости и Сигизмунд III со своими наемными немцами-венграми и прочими голландцами-шотландцами подтянулся, а там и запорожцы в несчитовом количестве прискакали.
….Да и про самого Андрея Сапегу в русской, литовской, польской и белорусской Виках везде пишут — мол, «вероятно, принимал участие в осаде Смоленска». 

А, м.б., если бы смоленский воевода был бы более аккуратен в эпистолярном жанре, и не встретились бы эти mail-корреспонденты на два года по разные строны от смоленской крепостной стены? Там же, в грамоте этой, как и в прочих своих, младший Сапега не только стенал по хроническому наличию отсутствия ответных грамот от Шеина, а еще и по делу отписывал – мол, по прямому указанию короля все пограничные и прочие проблемы готовы обсуждать и решать безотлагательно. 

    Полностью документ см.:
Отписка в Посольский приказ Смоленских воевод Михаила Шеина и князя Петра Горчакова о литовских вестях и два листа к ним же оршанского старосты Андрея Сапеги …”, 1608 Сентября 12. 

(Продолжение следует)

Поделиться ссылкой:

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.