Федот Бардуль. Пророк с “Таборной горы”

«Пророк» с Таборной горы

Кто он? Откуда? Никто не знает. Даже настоящие фамилия и имя его неизвестны. Назвали Федотом, дали прозвище Бардуль.
Дети зовут его лунарем, марсианином. В глазах молодых парней и девушек Федот — стиляга, вывернутый наизнанку. Он, как и всякий стиляга, старается обратить на себя внимание всех, хочет казаться необыкновенным, удивительным. Но в отличие от рядовых стиляг, которые маскируют убожество души сверхмодным костюмом, ограниченность ума — облакоподобной шевелюрой, Федот Бардуль этого не делает. Он напялил на себя рванье, отпустил рыжую бороду и гуляет по Таборной горе, щеголяя полным пренебрежением к изяществу и удобствам.
Иного мнения придерживаются мужчины и женщины, по горло занятые работой:
— Придурок, крохобор, — ворчат они, увидев экзотическую фигуру.
Люди, умудренные житейским опытом, говорят:
— Он не дурак и не стиляга. Это беловежский бандит, бывший полицай, скрывающийся от сурового наказания.
Больше всех уверены в справедливости своего мнения люди, верующие в бога. Они заявляют твердо и определенно:
— Федот — пророк, святой человек.
Причем приводят убедительнейшие доказательства несомненной святости: он не работает, но ест. Лишен домашнего уюта, но никогда не болеет.
И еще одно доказательство. Однажды Федот проходил мимо дома, где праздновали новоселье. Его пригласили к столу и поднесли стакан вина. Он выпил и сказал:
– Хлебом надо.
И долго ломали потом головы, что значат эти слова. То ли хлебом надо закусывать, то ли встречать. Наконец, пришли к выводу — так загадочно и туманно может говорить только святой человек. Так он стал «пророком».
Все улучшения в жизни верующие связывают с именем этой личности. С тех пор, как Федот появился здесь, божья благодать снизошла и на Таборную гору. Пожары не случаются, люди умирают редко. И хотя эта гора ближе к небу, чем соседние, однако громы и молнии щадят ее, грозы идут стороной.
Но самым сокрушительным доказательством того, что Федот Бардуль живет не по правилам людским, а по законам божьим, является его неприкосновенность.
На Таборной горе проживает много людей. Здесь есть дружинники, милиция, учителя, агитаторы, активисты-общественники. Но
никто из них не заинтересовался лжепророком, не узнал, кто он и откуда.
— Для того, чтобы узнать, кто он, нужна глубокая разведка, — говорят одни.
— Федот — ненормальный человек. Его надо лечить, — говорят другие.
Врачи вносят ясность: Федот здоров, как бык, и ленив как трутень. Надо заставить его работать.
В милиции беспомощно разводят руками:
— Мы ничего не можем предпринять. Вот когда он совершит кошмарное преступление, тогда его призовем к порядку.
Доводы разные, но результат один: все обходят стороной эту сомнительную личность. И это Федоту Бардулю создает в глазах верующих ореол величия и святости.
Федот охотно предсказывает и погоду. Но сильнее всего потрясают души верующих пророчества о завтрашнем дне. На вопрос: «Почему не работаешь?» пророк отвечает: «Всем одинаково».
Верующие эти слова истолковывают двояко. Одни утверждают, что Федот предсказывает такую жизнь, когда всем будет одинаково хорошо, все будут получать по потребности. Другие видят в этих словах предсказание трагической кончины мира. После атомной войны всем «одинаково» ничего не нужно.
«Пророк» знает, что предсказывать неизбежность войны для него очень выгодно, после этого люди не жалеют своего добра, больше подают. И чем глупее, бессмысленнее ответ «пророка», тем больше смысла видят в нем верующие, тем сильнее страх перед богом и завтрашним днем.
…По тихим переулкам, покачиваясь, медленно движется фигура. Лицо заросло густой рыжей бородой. С виду ему не больше тридцати пяти лет.
До сих пор остается глубокой тайной, кто и откуда этот тунеядец с Таборной горы.
Пока можно констатировать два факта: «пророк» упорно скрывает свое прошлое и живет за чужой счет.
Удивительно то, что, не имея никаких документов, не называя фамилии, он обитает не в дремучем лесу, а в областном центре, И сколько времени? Как вы думаете? Уже четвертый год! Четвертый год дурачит людей и, странное дело, не встречает никакого противодействия.

И. ТУРКОВ.
РАБОЧИЙ ПУТЬ 4 января 1961 г, 3 стр.

Справка.
«Прозвище Бардуль образовано от аналогичного диалектного нарицательного. В Смоленской области бардулем называют неаккуратного, не обращающего внимания на свой внешний вид человека, а также того, кто отличался полнотой или неловкими движениями.» 
Происхождение фамилии Бардулев

Поделиться ссылкой:

 

Федот Бардуль. Пророк с “Таборной горы”: 6 комментариев

  1. anzel Автор записи

    Странность, конечно, что на Смоленском форуме все дружно вспоминают Вась Бардулей, а этот Федот. И в принципе ведь эпоха совпадает: 50-е начало 60-х (статья РП 1961 года).
    А может в редакции имя специально изменили?
    Но не потому, чтобы герой очерка в суд не подал, тогда это было не в моде, а потому что имелись прототипы рангом повыше?

  2. Editor

    Ага, имелись.
    Был еще у нас когда-то и Ваня, но это уже не уровня Таборной горы фигура – ему-то ни в одной энциклопедии не забывали внимания уделить! 🙂

    Пророк из Смоленска Иван Корейша, “род деятельности: юродивый” http://old-smolensk.ru/?p=23926
    ЭС Брокгауза и Ефрона, РБС Половцова: “Корейша поселился в Смоленске на одном из пустырей, в старой бане …” http://old-smolensk.ru/?p=24257

  3. Недоумевающий

    Не могу не пролонгировать еще про Васю Бардуля, вспомнилось вдруг –
    видать, уж очень новогодняя тема
    🙂 :

    “Здесь обычно тусовался знаменитый смоленский юродивый Вася Бардуль – маленький, полноватый, обрюзгший, плохо одетый мужик с умными и проницательными глазами. Он постоянно городил какой-то малопонятный вздор в жанре потока сознания и не отказывался выпить, если кто-то угощал его по доброте душевной”.
    “Базар-вокзал” Олега Разумовского – это уже тоже история, для рубрики “Город и люди” самое то” http://old-smolensk.ru/?p=10890
    “Олег Разумовский, Базар-вокзал” http://www.proza.ru/2008/03/30/158

    “А “подлинником” был все-таки Вася Бардуль 50-х годов! Это был невысокий, плотный мужичонка, тогда на вид где-то 30-35 лет, всегда наголо остриженный или с очень короткой растительностью на круглой голове, одетый с весны до осени всегда в распахнутую телогрейку на голое тело, но без шапки (а зимой я его почему-то не помню 🙁 ). Чаще всего его можно было увидеть около какого-нибудь ларька или шалманчика, где “распивочно” продавали водку и тусовались мужики, “вспоминая минувшие дни и битвы, где вместе рубились они”.
    Но наибольшее его отличие от прочих было даже не в оригинальности “прикида” (тогда этим удивить было трудно), а в том, что он почти не переставая трясся, причем это была явно не запойная дрожь – колотило его крупно, т.е. с большой амплитудой и относительно малой частотой, и почти постоянно, с редкими перерывами. То ли контуженный он был, то ли болезнь какая. Что-то говорившим я его тоже вспомнить не могу, помню только всегда молча смотревшим в рот тамошним записным ораторам.
    Попадался он тогда на глаза достаточно часто, потом все как-то реже, а вот во второй половине 60-х я его уже точно ни разу не видел. …».
    “Вася Бардуль” http://forum.smolensk.ws/viewtopic.php?p=6716795#p6716795

    1. Недоумевающий

      “Я без году пенсионер …” (с)
      Юрич, оно ж и видно. И, стало быть, не по возрасту якобы мемуарную прозу писать про подлинных смоленских вась-бардулей. :angry:

      Всё вы тут поперепутали – и про “70-ые годы”, и про шапку-ушанку. Потому как носил не по сезону такую шапку хоть и тоже бардуль, но никакой не Вася, а совсем другой – лошадиный возчик из 2-го гастронома (на Ленинской), который был приметен еще тем, что у него во рту всегда дымилась огромная “козья ножка”, скрученная чуть ли не из целого “Рабочего пути”. 🙂

Добавить комментарий для Недоумевающий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.