А.И. Винокуров, Д.В. Бутеев, Сергеев В.Ю. ( СГИИ): Неофициальная топонимия … . Польский след.

….Неофициальная топонимия в структуре социокультурного портрета Смоленской области. Польский след.
А.И. Винокуров, Д.В. Бутеев, Сергеев В.Ю
. Смоленский государственный институт искусств.
.« … Название «Королевский бастион» возникло, по мнению смоленского археолога Ф.Э. Модестова, во 2-й половине XVII или начале XVIII вв., а с XVIII и началом XIX вв. он связывает название «Цитадель» [5, 131]. Не так давно на Смоленском форуме во время обсуждения планов реставрации Королевского бастиона возник интернет- топоним Корбас, являющийся сокращением. …

….Шеинов бастион, именуемый поляками в обиходе Малым валом, был построен после снятия московской осады Смоленска в 1634 г. на месте Шеинова пролома (русская артиллерия уничтожила Грановитую башню и часть прилегающего прясла). Работой руководил полковник Илья Арцишевский. …
….Во время штурма Смоленска в 1812 г. наполеоновской армией сюда ворвались пехотинцы 5-го польского корпуса кн. И. Понятовского. Тогда же на склонах Шеинова бастиона погиб от пуль русской пехоты внебрачный сын последнего польского короля генерал Михал Грабовски.

….Ряд неофициальных топонимов прошлого, именующих фортификации, дополняют также Железный привалок и Буштель.
….Ещё один топоним времён польского владычества – Будовничий. Так поляки называли территорию Авраамиевого монастыря, где располагалась резиденция смоленского будовничего Якова фон Лера …
….Часто встречается в краеведческой литературе топоним Жигимонтова пустошь или Жигмонтова пустошь. Так в народе именовали местность неподалёку от Троицкого монастыря на Кловке. … И.И. Орловский локализует топоним более широко, включая в Жигимонтову пустошь Свирскую слободу, Кловку и Смядынь [6, 98-99]. …

….С именем Сигизмунда III связан ещё один неофициальный топоним – Сигизмундов костёл [8, 83]. Так называли католический храм XVII в., располагавшийся на Соборном холме. … «В отношении кафедрального городского костёла во имя Пресвятой Девы Марии, построенного в 1636-1638 гг. при первом католическом епископе Петре Парчевском, известно, что он располагался на месте бывшего архиерейского двора на соборном холме и был разобран одновременно с древними стенами ветхого Успенского собора в 1675 году» [3, 51]. …
….Римско-католический костёл Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии большинство смолян, не утруждая себя запоминанием официального наименования единственного католического храма в городе, называет Костёлом, предпочитая использовать имя нарицательное в функции имени собственного. …
.Литература (10) …».

….Источник:
Поиск по ключевым словам.
Файл: Neoficialnaya-toponimiya-v-strukture-sociokulturnogo-portreta-Smolenskoj-oblasti.-Polskij-sled.pdf, 116,1 KiB.

(Продолжение следует)

….См. также:
Канд. филол. наук Д.В. Бутеев о неофициальных топонимах Смоленска.
Д.В. Бутеев: Неофициальные наименования смоленских памятников (по материалам “Словаря …”)
Сайт “Неофициальные топонимы Смоленска” – интернет-версия Словаря неофициальных топонимов
Д.В. Бутеев, В.Ю. Сергеев: Экклезионимы в смоленской неофициальной топонимике.
Д.В. Бутеев, Версии происхождения топонима Смоленск
Бутеев Д. Имена, которых нет на карте. Смоленский словарь неофициальных топонимов, Край Смоленский. 2012. № 4. С. 11
70 неофициальных топонимов на сайте “Неофициальный Смоленск”
Рябчикова Анна, Василенкова Валерия, 11Б кл. СОШ №40: Топонимика Заднепровского района
А. Н. Соловьев: “Имена смоленских улиц, площадей и не только …”
Н. Соловьёв: Смоленская урбанонимия по материалам однодневной переписи 1881 года.
М. Гуляев: Улицы Города Смоленска
А.Ф. Палашенков, зав. отд. Смолгосмузея: Опыт проверки домыслов о названии Смоленска, 1926 г.

А.И. Винокуров, Д.В. Бутеев, Сергеев В.Ю. ( СГИИ): Неофициальная топонимия … . Польский след.: 5 комментариев

  1. anzel

    Не мог Грабовский, штурмовавший Рачевку погибнуть на Шеиновом бастионе.
    Эту ошибку посеял польский историк начала XX века Кукель. Он опирался на чьи-то мемуары, где в описании крепости упоминались проломы, заложенные бревнами и землей, и следовало рассуждение, что это, наверно, свидетельство древних штурмов крепости еще Сигизмундом.

  2. Editor Автор записи

    “Не мог Грабовский, штурмовавший Рачевку погибнуть на Шеиновом бастионе.
    Эту ошибку посеял польский историк начала XX века Кукель. …”.

    А вы тут ничего не путаете, коллега? 🙁
    Вот цитата из Кукеля: http://forum.smolensk.ws/viewtopic.php?p=7502465#p7502465, и в ней есть «przedmieścia raczyńskiego».

  3. anzel

    http://napoleon.org.pl/index.php/biografie/generalowie-ksiestwa-warszawskiego/366-grabowski-michal-1773-1812

    А чуть выше ее, просто закавыченное, но не сомневаюсь, что тоже из Кукеля:
    “Grabowski poległ na samym początku szturmu w tzw. “wyłomie Zygmuntowskim” trafiony trzema kulami…”

    Ну и также у Ядвиги Надеи со сылкой на Кукеля:
    “В беседе с князем Юзефом (Понятовским — прим. перев.) Наполеон выразил свое удовлетворение внешним видом корпуса, а также указал цель нападения: предместья Рачевское и Никольское и Сигизмундов пролом.”
    Kukieł, Dzieje wojska polskiego, t. II, s. 78.

    http://www.smolensk1812.ru/history/nadzieja/#return78

    Теперь вопрос, что Кукель называет “Сигизмундов пролом”?

  4. Editor Автор записи

    “Теперь вопрос, что Кукель называет “Сигизмундов пролом”?”

    Как это “что?” – уже ж давно тёрли-перетёрли про это:
    в контекстах про гибель Грабовского имеется в виду старый пролом мальтийского кавалера Варфоломея Новодворского от 3(13).06.1611 г.

    Равно как и о том, что Грабовский погиб аж три раза, и все на Рачевке – по наградным документам трех разных русских полков. 🙂

  5. Недоумевающий

    “Не так давно на Смоленском форуме во время обсуждения планов реставрации Королевского бастиона возник интернет- топоним Корбас, являющийся сокращением. …”.

    Ага, сосем недавно: 🙂
    11.11.2010: “Так выяснилось все-таки по этому объекту (для краткости буду именовать его КорБас 🙂 ) – что там конкретно собираются делать за ~20 лямов?”
    http://forum.smolensk.ws/viewtopic.php?f=73&t=56913
    http://forum.smolensk.ws/viewtopic.php?p=7225438#p7225438

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *