Алексей Гурзов о католическом храмостроительстве в Смоленске.

catholic_church-smol    «Смоленск — столица Западной Руси, город, веками имевший самые тесные экономические, культурные, духовные связи с Европой. Издревле в нём бытовала и западная христианская церковь. Латинская церковь в Смоленске упоминается уже в договоре Смоленска с Ригой и Готским берегом, заключённом в 1229 году. В одном из вариантов этого договора названа «латинская церковь» в Смоленске, в другом «немецкая богородица» и «немецкая божница».
    В период нахождения Смоленска в составе Речи Посполитой (1611–1654) западные церкви переживали в городе наибольший расцвет. Здесь были открыты монастыри католических монашеских орденов — иезуитов, бернардинцев, доминиканцев, францисканцев. Древний Петропавловский храм стал центром униатства. Униатам были переданы и другие православные церкви. В 1636–1638 годах в Смоленске на Соборном холме был построен городской кафедральный костёл Пресвятой Девы Марии.
    После возвращения Смоленска в состав России деятельность западных церквей в городе была резко ограничена. Однако в связи с тем, что на службу к русскому государю перешло большое количество польских шляхтичей, католическая община города продолжала существовать и сохранять традиции церковной жизни. Можно с достоверностью сказать, что в Смоленске в 1680 году по настоянию смоленской шляхтянки Агафьи Семёновны Грушецкой, ставшей женой молодого царя Фёдора Алексеевича, был построен  деревянный костёл. При костёле стало действовать и училище.
    Согласно статистическому обзору Смоленска 1787 года, в городе находились лютеранская кирха и католический костёл. Во время Отечественной войны 1812 года костёл сгорел и был возобновлён только в 1816-м. Как и прежний, он был деревянным. В 1839 году в Смоленске возвели каменный костёл во имя Рождества Пресвятой Богородицы [1] . …».
    Источники:
    1. Российский исторический журнал «РОДИНА» > «РОДИНА», №9, сентябрь 2013, специальный выпуск «Смоленску 1150 лет» > Водоворот больших эпох > Алексей ГУРЗОВ, Смоленский костёл во имя непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии (первые 4 абзаца).
    2. Независимое общественно-политическое издание «О чем говорит Смоленск» > О чем говорит Смоленск, №20(88), 18 ноября 2013 — Костел преткновения. Открыта дискуссия о будущем здания смоленского костела > Общество > Алексей Гурзов*, Католическое храмостроительство (* Источник журнал «Родина» №9 2013 г.).
3. См. также профильные топики: 
Обсуждение смоленскго костёла на dirtyСмоленский костёл на снос?!

    По содержанию обе публикации практически идентичны, разве что вторая на пару-тройку абзацев короче. Есть и еще одно отличие — статья в «Родине» снабжена 11-ю ссылками на источники, а в «i-журнале» таковые отсутствуют.
    Однако, есть и сходсто — ни там, ни там нет ссылок на источники информации о строительстве в Смоленске костелов в 1636-38 (на Соборном холме) и 1680 гг., что отнюдь не является общеизвестным фактом.

    Дополнено 20.05.2014 г.
    В части Агафьи Грушецкой и разрешения строительство в 1680 году в Смоленске  костела с училищем сослаться было на что — вот, например (и далее на М.В. Асенова, а там и на И.А. Шляпкина):
grushetskaya_smolkostyol-1680

     2). Аксенов, у. с. стр. 138.
    См. Ширяев С.Д.: Этюды по истории архитектуры Смоленска и белорусской Смоленщины, 1924 г., стр.7.

Дополнено 21.05.2014 г.
….Аксенов М.В. Очерки из истории народного просвещения в Смоленском крае. Смол. 1909 г., стр.138.
fr-aksenov_smoleducation_p138

 
.

 

 

.
.
3) Шляпкинъ: «Св. Димитрiй Ростовскiй», стр. 57-58.


….См. 
М.В. Аксенов: «Очерки из истории народного просвещения в Смоленском крае» до XVIII века, 1909 г.

Дополнено 26.05.2014 г.
    См. Фильм об истории смоленского костела, 2014 г.
    В частности, с 03:50 сообщается, что в 1636-1654 гг. в Смоленске существовало три кафедры: православная, греко-католическая и римско-католическая, и тогда же  на Соборном дворе была выстроена деревянная, на высоком каменном подклете, католическая церковь – самостоятельный кафедральный католический храм, просуществовавший до 13 июля 1675 года, когда он был разобран одновременно со старым Успенским собором.

Дополнено 11.11.2014 г. (4).
    И.А. Шляпкин о царице Агафье Грушецкой.
Обнаружился, наконец, и Шляпкинъ, на страницы 57-58 которого  ссылался М.В. Аксенов:

st-dmitriy-rostovskiy_ia-shlyapkin-1891_title    Св. Димитрiй Ростовскiй и его время (1651-1709 г.). Изслѣдование И.А. Шляпкина. / Записки историко-филологического факультета Императорскаго С-Петербургскаго университета. Часть XXIV. Санктпетербургъ. 1891.

   Стр. 57-58:
st-dmitriy-rostovskiy_ia-shlyapkin-1891_p57st-dmitriy-rostovskiy_ia-shlyapkin-1891_p58

 

 

 

 

 

 

.
….Источник:
KnigaFund > Каталог > Религия > Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709 гг.)
    «Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709 гг.)
Автор: Шляпкин И.А.
1891 г.
580 страниц
Шляпкин Илья Александрович (род. в 1858 г.) – историк литературы».
_________
….См. также О.Л. Грушецкий: Царица Агафья Грушецкая, родом из-под Смоленска

Алексей Гурзов о католическом храмостроительстве в Смоленске.: 4 комментария

  1. Editor Автор записи

    Дополнено ссылкой на источник с упоминанием строительства в Смоленске костела в 1680 г.

  2. Editor Автор записи

    Дополнено цитатой из источника к сноске в Доп. 20.05.2014. – “Очерков из истории народного просвещения …” Аксенова.

  3. Editor Автор записи

    Дополнено ссылкой на фильм 2014 г. об истории смоленского костела, в том числе и о строительстве в 1636 г. деревянного кафедрального католического храма на Соборном дворе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *