Смоленские Петр и Павел и черниговская Параскева-Пятница: два храма – одна судьба.


Антон Савенок. Два храма – одна судьба.
 «О чем говорит Смоленск» – История, № 14, 2014 г., стр. 22-25.

    «Поводом к написанию этого материала послужил довольно любопытный момент. Некоторое время назад один из моих «социально–сетевых» друзей после своей поездки в город Чернигов опубликовал фотографию древнего местного храма – Пятницкой церкви.  

    Смоленск
    Историю церкви Петра и Павла смоляне знают довольно хорошо, что неудивительно, поскольку она является одной из наших главных достопримечательностей и визитных карточек Смоленска.
    Основал ее, по официальным данным в 1146 году, князь Ростислав (в святом крещении Михаил) Мстиславович Набожный, сын Мстислава Великого, внук Владимира Мономаха, праправнук равноапостольного Владимира Святого. Будучи изначально княжеским, после 1168 года храм Петра и Павла становится приходским «мирским». …

    Чернигов
    … Святая Параскева–Пятница на Руси считалась покровительницей торговли, сельского хозяйства и семьи. Недаром черниговскую Пятницкую церковь в конце XII века возвели именно на торгу (рынок) — она должна была помогать купцам в торговле.
    Архитектура храма, и особенно, скрупулезная точность кирпичной кладки выдает руку большого мастера. Это позволило многим ученым предполагать, что его возводил Петр Милонег – зодчий времен Древней Руси, основатель Гродненской школы зодчества, один из четырех зодчих домонгольского периода, чьи имена сохранились в письменных источниках. … 

    Петр Барановский
    … Как вы уже наверняка догадались по последнему подзаголовку, автором, инициатором, идейным отцом восстановления и черниговской, и смоленской Божиих обителей стал великий (иного слова не подберу, да и пытаться не стану) российский, советский архитектор и реставратор памятников древнего зодчества, наш земляк Петр Дмитриевич Барановский.
    Чтобы перечислить все спасенные от разрушения и восстановленные при его личном участии уникальные объекты древнерусской архитектуры по всему бывшему СССР, не хватит пальцев на обеих руках и ногах … 

    Заключение
… И любой черниговец, увидевший наш смоленский храм, и каждый смолянин, представший перед храмом черниговским, испытает одно и то же чувство уважения, любви, благоговения и священного трепета перед этими великими творениями наших далеких общих предков. И это главное.
Два храма — одна судьба. Два народа — одна история». 

….Источник:
Информационно-аналитический журнал «О чем говорит Смоленск»  > №14(104) 25 августа 2014 г. > История > Два храма — одна судьюа 

    См. также:
Свящ. П. С. Цветков: Воспоминания прихожан Петропавловской церкви о 1812 годе
Ольга Сигаева: Церковь Петра и Павла
Свящ. И.В. Соколов, 1896 г.: Историческая записка о церкви Петра и Павла
Свящ. Владислав Степанов, 1996 г.: Краткая история храма святых Петра и Павла …
Свящ. Петр Цветков, 1911 г.: Страничка из истории Петропавловской церкви в 1-й пол. XVII в.
Петр Барановский о реставрации Петропавловской церкви – “свидетеля восьми веков …”
Н.Н. Воронин, П.А. Раппопорт: Зодчество Смоленска XII – XIII вв., Церковь Петра и Павла.

Поделиться ссылкой:

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *