Ведь на русских храмах, часовнях и могилах шести и восьмиконечный православный крест устанавливается так, чтобы нижняя часть подножия (нижней косой перекладины креста) была ориентирована на юг, а верхняя – на север.
А на памятнике Адамини – наоборот:
– съемка на восток (со стороны мостика):
– съемка на запад (со стороны бывшего плац-парада):
.
.Слева – дореволюционные, справа – современные снимки.
.
Дополнено 20.05.2016 (1)
К вопросу об ориентациях: Малоярославец – Памятник Адамини (новодел).
Источники:
http://www.ydacha.ru/poselki/yugo-zapadnoe-napravlenie/terentevo/ > Фото > http://www.ydacha.ru/upload/iblock/f66/f66dbcb69763103e9a4a85ca67132e0b.jpg
http://www.tipsboard.ru/maloyaroslavec-dostoprimechatelnosti-usadba-vorobevo-i-drugie/ > http://cdn.tipsboard.ru/images/maloyaroslavec-_dostoprimechatelnosti_usadba_vorobevo_i_drugie-4.jpg
http://kopylove.livejournal.com/124258.html > http://cs633717.vk.me/v633717108/eb7c/cTHI0cydrF4.jpg
Дополнено anzel 23.05.2016 (2)
К вопросу об ориентациях: Бородинское поле – Памятник Адамини 1-го класса.
Источники:
Яндекс.Карты
Бородинский военно-исторический музей-заповедник // Афиша.РУ
Открытка “Бородинский памятник на батарее Раевского”
Дополнено anzel 26.05.2016 (3)
Смоленский Адамини в анфас. Фото иконы.
Дополнено 05.04.2018 (4)
А как был ориентирован крест в июле 1943 года? Неужто по Иоанну Дамаскину?* 😯
—Источник:
PastVu > Мероприятие в ПКиО.
«1943. Россия. Смоленск.
16 июля 1943 года, празднование 2-й годовщины “освобождения” Смоленска оккупантами. ….
Адрес точки съемки: г. Смоленск, Лопатинский сад
Направление съемки: юго-восток. …».
….* Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. 12. О поклонении на восток.
(Продолжение следует)
Поделиться ссылкой:
Есть такое устное предположение, что в 80-е годы памятник собирались реставрировать и изучали на предмет, разборный ли он. Вроде бы об этом что-то писала тогдашняя пресса. Одно из предположений, что крест навинчен на штырь с резьбой. Ну и, как всегда, пол-оборота не дотянули.
И что, крест уже все 175 лет стоит в неправильном положении???
Нетрудно убедиться, что на дореволюционных фото он так и стоит в неправильном положении. Сравнение положения креста идет с выпуклой табличкой, по видимому, картой сражения. Или там не всегда была карта?
Ну да, тут же в посте и выложены 2 дореволюционных фото (слева) и 2 современных (справа).
Причем левое верхнее ну очень даже слишком дореволюционное – аж 1871 года:
http://old-smolensk.ru/?p=17644.
Про карту не понял – а как по ней правильность или неправильность ориентации креста определять?
На минутку представьте, что вместо карты икона была. Или, над картой. Когда на распятие смотришь, то видишь Христа, а крест при этом как на памятнике Адамини, если смотреть с востока. Больше не приходит мыслей, об’ясняющих положение креста. В самом деле, ну не резьба же. Нельзя предков так уж. В чем-то они много умнее нас были, а уж практичнее в сотню раз.
“На минутку представьте, что вместо карты икона была. Или, над картой”.
Почему надо представлять на минутку – а она разве не над картой висит?
“В самом деле, ну не резьба же. Нельзя предков так уж.”
Извините, не понял – а это вы кому про резьбу выговор делаете?
Потому что плохо представляю подробности размещения деталей на памятнике.
Выговор про резьбу, получается, делаю себе. Я ж не знаю, кто “автор” сего допущения, притянул сюда как версию аз грешный. И сам себе говорю – нафига. 🙂
“… если смотреть с востока”.
А вот как раз этого в православии делать и не полагается – молиться нужно НА восток.
Почему и алтари в храмах, и “красные углы” в избах всегда были расположены с восточной стороны.
Не хотите вспомнить иконы, которые стояли на воротных башнях с поля?
Именно с поля?
Не, кроме Фроловской что-то не припоминаю. А вы какие помните?
Не, я не помню ни Фроловскую, ни другие. Я смотрю фото. Никольская над входом когда-то в древности имела икону? Копытинская? Аврамиевская? Именно с поля.
Во всяком случае в кладке ниши для икон отлично видны. И когда мы крестимся перед этими иконами, куда лицом мы смотрим по компасу?
Памятник стоит у единственного входа в цитадель Смоленска, т.е. Королевскую крепость, по мосту через ров с водой. Нас встречает икона и пушки. Крест на памятнике ориентирован по иконе. В том же и дело, что памятник лишь стилизован под купол церкви, но он не церковь.
Если бы крест был повернут как у храма, тогда икона должна была бы висеть со стороны мостика. И мы бы глядели на нее как на условный алтарь – НА восток.
“Не, я не помню ни Фроловскую, ни другие. Я смотрю фото. Никольская над входом когда-то в древности имела икону? Копытинская? Аврамиевская? Именно с поля.
Во всяком случае в кладке ниши для икон отлично видны. И когда мы крестимся перед этими иконами, куда лицом мы смотрим по компасу?”
Иконы эти не застал и, соответственно, креститься перед ними не довелось.
Может быть, поэтому и не очень понимаю, какое все-таки отношение крепостные ворота имеют к памятнику Адамини?
“Памятник стоит у единственного входа в цитадель Смоленска, т.е. Королевскую крепость, по мосту через ров с водой. Нас встречает икона и пушки. Крест на памятнике ориентирован по иконе”.
А другие памятники-аналоги из этой серии у каких-куда входов стояли? 🙂
Посмотрел полоцкого Адамини – там вроде крест ориентирован по чину.
А с краснинским не выяснил – когда там бывал, памятника этого еще не было, а на нынешних фотках затруднился боле-мене точно определить, где там север, где юг.
Может быть, поэтому и не очень понимаю, какое все-таки отношение крепостные ворота имеют к памятнику Адамини?
Наверно, нечетко выражаю свою мысль. Когда православный себя осеняет крестом, где у него север? 🙂
Так и тут, икона висит как пришлось, над входом. Крест в ее плоскости, как если мы смотрим на алтарь.
Ну полоцкий Адамини на площади, там вроде входов никаких возле него. Краснинский и бородинский в чистом поле – верти как хочешь. В смысле никаких проблем поставить крест задранным концом нижней перекладины на север.
Да и не забываем, что при всем при том этот памятник не церковь и не часовня, и крест стоит не над могилой. Революционеры, которые рядом лежат, не в счет.
Дополнено ссылками на три фотографии реконструированного памятника Адамини в Малоярославце.
А если посмотреть на малоярославецкий “стародел” ? http://www.etoretro.ru/data/media/712/1338446516a04.jpg
Т.е. что, у новодела плоскость креста перпендикулярна соответствующим плоскостям как стародела, так и соседней церкви?
Причем стародел был ориентирован по чину?
Оригинальный памятник имел крест такой же ориентации, как на соседних храмах.
“- Может быть, поэтому и не очень понимаю, какое все-таки отношение крепостные ворота имеют к памятнику Адамини?
– Наверно, нечетко выражаю свою мысль. Когда православный себя осеняет крестом, где у него север? :-)”.
Я правильно понял – теперь Ваш вопрос сформулирован с максимально возможной четкостью?
“Да и не забываем, что при всем при том этот памятник не церковь и не часовня …”
Не забывать хорошо тому, кто об этом знает, а вот попробуйте погуглить по ключевым словам: “памятник часовня Адамини 1812”.
“Я правильно понял – теперь Ваш вопрос сформулирован с максимально возможной четкостью?”
Не могу ручаться, все зависит от того, понятен ли он Вам. Вы пишите “молиться на восток”. Да, внутри храма перед алтарем или в хате перед красным углом. А, к примеру, в темном переулке, когда стало не по себе?
Попробуйте погуглить по ключевым словам: “памятник часовня Адамини 1812″
попробовал именно погуглить. Неубедительно. Все новояз и на первом месте конечно Вики. А вот одни из результатов заслуживает внимания.
http://forum.smolensk.ws/viewtopic.php?p=1602764&sid=a1cc465d763d8e5a6d8a3ef55bcd4c6a#p1602764
На Смоленском форуме 10 янв 2008, 09:56, не рядовой историк пишет, что “Первый раз слышу, чтоб памятник защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года называли часовней.”
Посмотрим толкование слова “часовня”.
“Час’овня, -и, род. п. множественное число часовня -вен, женский род. Маленькое здание для молений, богослужений с иконами и, в отличие от церкви, без алтаря.”
Ну и где вход внутрь памятника Адамини?
Короче, памятник-часовня это терминология того же ранга, что могила Скалона.
Вот, наверно, не шибко здоровская иллюстрация с иконой над воротами, но тем не менее.
http://98.r.photoshare.ru/00985/009651e46a14db48690d7bb9cee6448eec922dc8.jpg
Известное фото Прокудина-Горского. Глядя на икону св. Николая, мы повернуты лицом на ЮГО-восток. Крест над ней без нижней перекладинки, но если бы она была, можно не сомневаться, левый край был бы приподнят.
Теперь представим иконы на Копытенских воротах. С поля мы бы были лицом на северо-запад, а из города мы бы были лицом на юго-запад.
“Вы пишите “молиться на восток”. Да, внутри храма перед алтарем или в хате перед красным углом. А, к примеру, в темном переулке, когда стало не по себе?”
Уважаемый, может быть вы, наконец, прекратите с упорством, достойным лучшего применения, пытаться изобразить меня дебилом, тупо настаивающим, что осенять себя крестом надо всегда и везде по компасу строго на ост?
А дадите себе труд хоть на сколько-то вникнуть и разобраться в этом вопросе?
А заодно и посмотреть, куда (по компасу 🙂 ) ориентированы, например, смоленский Успенский собор, московский храм Христа Спасителя и несчетное число иных православных храмов, не говоря уже о красных углах и т.п.
Интересно, а кто начал с того, что “православные молятся на восток”?
И мне надоело Вас убеждать, что монумент, хоть и с прилепленной на него иконой, не является ни Храмом Христа Спасителя, ни Успенским собором, ни заурядной церковью, ни какой бы то ни было самой захудалой часовенкой. Он памятник.
“Интересно, а кто начал с того, что “православные молятся на восток”?”
Я же вам и говорю – разберитесь.
Начал это еще в VIII веке один из Отцов Церкви, святой Иоанн Дамаскин –
см. «Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 4. Глава 12. О поклонении на восток».
“И мне надоело Вас убеждать, что монумент, хоть и с прилепленной на него иконой, не является ни Храмом Христа Спасителя, ни Успенским собором, ни заурядной церковью, ни какой бы то ни было самой захудалой часовенкой”.
А зачем Вы меня в этом убеждали — я такого никогда и нигде и не утверждал.
“Он памятник”.
Ну да – см. начиная с название поста 🙂
Добавлено для сравнения расположение главного памятника всей серии – Бородинского.
Верхний конец нижней перекладины креста повернут на северо-запад.
Определяется относительно дорожки, идущей от музея к памятнику и перпендикулярной шоссе.
Добавлено фото смоленского памятника “в анфас”.
Дополнено ссылкой на PastVu.
А вот еще оттуда же, с той же датировкой (1941-1943) https://pastvu.com/p/248170
А если направление съемки – северо-восток?
http://www.retromap.ru/m.php#r=061942&z=17&y=54.782901&x=32.039305
Ага – а ларчик просто открывался! 🙂
См. два предыдущих коммента от anzel`а.
Надо ж бы как-то на PastVu сообщить – пусть отзеркалят и текст подправят.
Похоже, что все цветные кадры с этих “мероприятий” в зеркале.
https://pastvu.com/p/687000
Здесь у солдата вермахта “курица” на гимнастерке над левым клапаном кармана, а должна быть над правым.
К дополнению от 05.04.2018 (4) и комментариям от 05.04.2018 в 16:22 и 17:11.
Замена отзеркаленной версии:
1. В пост Мероприятие в ПКиО, вот отсюда добавлено:
«Aml 8 апреля 2018, 00:23: Фото отзеркалено. Вроде, с этим еще в 2015 году разобрались. И не только это. …» и далее.
2. Новый пост Гуляния в ПКиО. 1943 добавил krivich, 15 апреля 2018:
«Замена отзеркаленной версии /p/399371. ….».
Из комментария 03.07.2018 в 13:08:
“Вроде, с этим еще в 2015 году разобрались”.
– – – – – –
Источник: С.А. Амелин, Д.А. Ивочкин, И.А. Трапезников: Фотоальбом “Смоленск в оккупации”, стр.241.
Стр. 436: ” … Подписано в печать 01.12.2015. …”.
И даже еще раньше разобрались – еще до 19 окт 2015.
Уменьшено, оригинал: 1049.JPG, 1600×1046 px, 360,1 KB.
Источник: Смоленский форум > Вехи > Фото Смоленска 1941 – 1945 > Стр 247:
“Aml 19 окт 2015, 19:58. Продолжение серии”. (Фото 6-е сверху).
Но, похоже, не все … 🙂
Памятники выполнены по проекту, а их расположение на местности это уже второй вопрос, хотя, наверняка, тоже утвержденный. Смоленский памятник, выполненный в соответствии с проектом, так установили, в такой ориентации. Как при этом ориентировался крест, никого не волновало.
И, наконец, это не памятник-часовня, как его иногда называют, видимо для краткости.
Это памятник, стилизованный под часовню. К слову, согласно настойчивому пожеланию императора Николая Павловича, который активно участвовал в рассмотрении проектов памятников, конкурс которых проходил аж в два этапа.