Великий путь из варяг в греки. Начало сближения народов.
«… Крупная историко-географическая реалия, такая как путь из варяг в греки, всегда была и останется в центре исследований о Руси. Центральным пунктом на этом пути – Смоленск, один из древнейших русских городов. История Смоленска и Смоленщины – это история нашей Родины, это мировая история. Уникальность географического положения Смоленщины заключается в том, что на ее территории находится водораздел трех крупнейших европейских рек (точкой водораздела считается населенный пункт Дудкино Сычевского района, которое расположено в 4 километрах северо-западнее истока Днепра и в 35 километрах восточнее г.Сычевки).
….Именно эта географическая особенность стала одной из причин которая поставила Смоленщину на стыке мировых цивилизаций и утвердила за Смоленском название Ключ-город. Купцы и воины балтийских государств с северо-запада, древних славянских земель с севера и севера-востока открыв водный путь по Днепру к Черному морю, открыли для себя южные страны роскоши и великолепия, мир теплых морей и сияния золота, райских фруктов и невиданных зверей, иных военных технологий и чарующих женщин, не носивших меховых одежд. ….»
Великие пути из варяг в греки, из греков в булгары, из варяг в булгары по Смоленским землям. Мировой перекресток водных путей.
«… И позже Смоленск имел знатную торговлю с Ригою, с Готландиею и с Немецкими городами: чему доказательством служит договор, заключенный с ними смоленским Князем Мстиславом Давидовичем в 1228 году. …
1. Мир и дружба да будут отныне между Смоленскою областию, Ригою, Готским берегом (Готландиею) и всеми Немцами, ходящими по Восточному морю, ко взаимному удовольствию той и другой стороны. А если – чего Боже избави – сделается в ссоре убийство, то за жизнь вольного человека платить десять гривен серебра, пенязями (деньгами) или кунами, считая оных (кун) 4 гривны на одну гривну серебра. Кто ударит холопа, платит гривну кун; за повреждение глаза, отсечение руки, ноги и всякое увечье 5 гривен серебра; за вышибенный зуб 3 гривны (серебра же); за окровавление человека посредством дерева 1 1/3 гривны, за рану без увечья то же; кто ударит палицею, батогом или схватит человека за волосы, дает 2/3 гривны.
Если Россиянин застанет Немца или Немец Россиянина у своей жены; также если Немец или Россиянин обесчестит девицу или вдову хорошего поведения, то взыскать с виновного 10 гривен серебра. Пеня за обиду Посла и Священника должна быть двойная. Если виновный найдет поруку, то не заключать его в оковы и не сажать в темницу; не приставлять к нему и стражи, пока истец не дал знать о своей жалобе старейшему из единоземцев обидчика, предполагаемому миротворцу. – С вором, пойманным в доме или у товара, хозяин волен поступить, как ему угодно. …
6. Епископ Рижский, Мастер Фолкун (Volquin) и все другие Рижские Властители признают Двину вольною, от устья до вершин ее, для судоходства Россиян и Немцев. Если – чего Боже избави – ладия Русская или Немецкая повредится, то гость может везде пристать к берегу, выгрузить товар и нанять людей для вспоможенид; но им более договорной цены с него не требовать. Сия грамота имеет для Полоцка и Витебска то же действие, что и для Смоленска. Она писана при Священнике Иоанне, Мастере Фолкуне и многих купцах Рижского царства, приложивших к ней свои печати; а свидетели подписались … ».
Поделиться ссылкой: