Глюкореалист Олег Разумовский о истоках и становлении смоленского авангарда XX в.

        Олег Разумовский, Смоленкая крепость, национальный сервер «Проза.ру», 2008 г.  Фото: АиФ-Смоленск 

o-razumovskiy_sng26feb2012    «Смоленск называют ключгород. В разное время через него проходили на Москву с Запада бодрые и весёлые орды завоевателей, а потом разбитые и угрюмые возвращались восвояси. Некоторые покорители земли русской надолго задерживались в Смоленске, привнося в этот исконно русский город элементы своей западной культуры. Смоленск всё перемалывал, впитывал, оставаясь при этом самим собой. Здесь есть польский костёл, немецкая кирха, в центре города стоят французские пушки. Многочисленные памятники прославляют защитников с такими именами как Барклай-де-Толли и Багратион. Даже Успенский собор носит явно выраженные эклектические черты, странным образом соединяя в себе православие и католицизм. Здесь, вопреки утверждению Киплинга, Запад сходится с Востоком. И началось это слияние ещё с незапамятных времён, когда в эти края устремились, а затем перемешались племена южных славян и западных прибалтийских народов. … 

    В течение двадцатого века Смоленск в силу своего выгодного географического положения (рядом Москва, Питер, Прибалтика) продолжал испытывать на себе благотворное влияние разных культур, в том числе и альтернативных. В 20-е годы сюда приезжал и выступал Владимир Маяковский, здесь творили местные поэты-футуристы, существовало объединение прогрессивного искусства «Бедлам», читал лекции художник и философ Казимр Малевич, существовала школа его последователей. Всё это не могло пройти бесследно.

    В тридцатые годы экспериментальное искусство оказалось под запретом. Возобладал традиционализм. Однако и тогда на Смоленщине появлялись оригинальные поэты с не совсем русскими фамилиями, как-то Твардовский и Исаковский, которые, скорее всего, ещё успели застать и краем уха уловить какие-то новые тенденции. Отсюда такая яркая непохожесть их творчества. По сути песни Исаковского и «Василий Тёркин» Твардовского остаются живыми до сих пор. …». 

   Источники:
1. Национальный сервер современной прозы «Проза.ру» > Олег Разумовский, Смоленкая крепость, 21.02.2008 00:06 г., свидетельство о публикации №208022100004.
2. В продаже «Только я и монстры», Readovka.ru — Важное в Смоленке. 18 март 2014 16:14
3. Глюкореалист Разумовский, Смоленская народная газета, 26.02.2015 10:39 

    См. также:
«Базар-вокзал» Олега Разумовского – это уже тоже история, для рубрики «Город и люди» самое то.

Поделиться ссылкой:

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *