М.В. Каиль об антирелигиозной агитации и пропаганде в Смоленской губернии 1920-х годов.

izv-smolgu1(9)-2010_cover
Каиль М.В., Смоленский государственный университет. Антирелигиозная агитация и пропаганда 1920-х годов: Провинциальная практика, формы, динамика (на примере Смоленской губернии)  // Известия Смоленского государственного университета, № 1(9), 2010. Исторические науки, стр. 205-218.
.
    «Исследование посвящено проблеме развития антирелигиозной агитации в провинции (на примере Смоленского региона). Изучение деятельности АПО и крупнейшей антирелигиозной общественной организации – Союза воинствующих безбожников на протяжении 1920-х годов позволяет определить характер отношения к ней различных советских структур, причины неудач ряда акций, а в конечном итоге скорректировать представление о месте антирелигиозной работы в деятельности партийного и советского аппарата. …   

Пик агитационных публикаций приходится на май 1923 года и открывается задающей тон передовицей «Правды», озаглавленной «Об антирелигиозной пропаганде» [31, с. 1], позволяющей всему агитаппарату «сверить часы» перед важнейшей кампанией по освещению обновленческого собора, открывшегося в Москве. То, что сигнал был понят, видно по материалам выпусков смоленского партийного печатного органа – тотчас же публикуются «Отклики Смоленского духовенства на решения Всероссийского церковного собора» [38]. … 

… Этой организацией становится Союз воинствующих безбожников СССР (СВБ),  учредительный съезд губернского отделения которого в Смоленске прошел 27 апреля 1925 года [14, л. 12]. Съезд рассмотрел состояние первичных антирелигиозных кружков «Общества друзей газеты Безбожник» (ОДГБ), которые надлежало реорганизовать в первичные организации СВБ. Таковых по губернии насчитывалось 964, из которых больше половины составляли крестьянские – 545, рабочих было 103, служащих – 145. …
….… При этом религиозный фронт воспринимался как достаточно сильный: в губернии действовало 667 церквей, более 800 священников и столько же дьяконов. Как планировали бороться? Антирелигиозная работа должна была восприниматься как форма борьбы за социалистическое строительство. … 

Действительно, бурный всплеск антирелигиозной агитации произошел в 1929–1930 годах. «Большой перелом» сказывался и в антирелигиозной ра боте. По официальным данным СВБ, виден резкий рост численности состава организации (что могло быть связано с массовым закрытием храмов и вовлечением в антицерковные акции комсомола), существенно возрастает и подписка на печатные издания ЦС СВБ – журнал и газету «Безбожник» [23, л. 6–7]. Постепенно растет число агитаторов, в значительной мере за счет развития сети селькоров изданий СВБ. Порой в борьбе за почетную миссию селькора «Безбожника», сулившую как минимум особую социальную нишу, кандидаты доносили друг на друга [21, л. 10–13]. …
….Литература (46)». 

    Источник:
    Смоленский государственный университет > Журнал “Известия СмолГУ” > «Известия Смоленского государственного университета». Ежеквартальный журнал №9
Файл: Izvestija SmolGU_9.rar, 2,3 MiB > Izvestija SmolGU_9.pdf, 2,5 MiB. 

    См. также:
Известия СмолГУ: Некоторые публикации по профилю сайта Old-Smolensk.Ru
Ежеквартальный журнал “Известия Смоленского Государственного университета”

Поделиться ссылкой:

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.