И.Б. Красильников, СмолГУ: “Состояние образовательных и культурно-просветительских учреждений Смоленской области в период немецкой оккупации”.

izv-smolgu5-2009_cover    И.Б. Красильников, Смоленский государственный университет. Состояние образовательных и культурно-просветительских учреждений Смоленской области в период немецкой оккупации // Известия Смоленского государственного университета, № 1(5), 2009. Исторические науки, стр. 198-211.
    «Захватив Смоленщину, фашистские оккупанты пытались проводить здесь свою образовательную и культурную политику. Им удалось создать значительную сеть учебных заведений, включающую начальные и семилетние школы, а также средние специальные учебные заведения. Действовали театры, кинотеатры, осуществлялось издание газет и журналов, а также имели место иные формы идеологического воздействия. … Изучение состояния образования и культуры на оккупированной территории в течение длительного времени находилось под запретом. Исследовались только факты сопротивления оккупантам. … Данная статья представляет собой попытку обобщить тот материал, который стал доступным в настоящее время. … 

    … Кроме военных комендатур создавалось и гражданское управление. 25 июля 1941 года в Смоленске было организовано городское управление. … имело значительный штат сотрудников: уже к 10 августа – 250 человек, среди которых было немало представителей интеллигенции. … Работали в народных школах в основном бывшие советские учителя. Всего на оккупированной территории осталось 8519 учителей, то есть более половины. Из них работали в фашизированной школе 4258 человек. В этом отношении Смоленская область оказалась в «передовиках». … Для подготовки учителей в области были открыты 3 учительские семинарии на базе существовавших ранее педагогических училищ … 

    Поскольку почти все школы были начальными, а работало в каждой по 5-7 учителей, то их было не менее 600. Только в Смоленском округе действовало 275 школ, в которых обучалось 35 тыс. учащихся. В самом Смоленске уже к 1 мая 1942 года было зарегистрировано 294 учителя (комендатура утвердила 194 человека) и 3757 детей в возрасте от 8 до 15 лет. … Новые учебники были большой редкостью. Во многих сельских школах был всего один комплект. … Однако самыми распространёнными остались советские учебники. Нехватка учебников заставила немецкие власти разрешить их использование, разумеется, с определёнными изменениями. … 

    Самым массовым изданием стала газета «Новый путь». Редактором её был бывший комсомольский поэт и член Союза писателей с 1934 года К.А. Долгоненков. Газета выходила два раза в неделю тиражом 70 тысяч экземпляров, а в отдельные периоды даже 100-тысячным тиражом. … В Смоленске также издавались газеты «Голос народа», «За свободу» и «Колокол» (для крестьян), художественно-публицистический журнал «На переломе» и сатирический журнал «Бич». …

    … Смоленский театр был создан в мае 1942 года. Его режиссёром стала актриса В.В. Либеровская. … В Смоленске действовала радиостанция «Смоленск». Официальное вещание происходило 2 раза в день: с 12 до 12.30 и с 17.45 до 18 часов. Передавали также музыку и театральные постановки. В городе было оборудовано 845 радиоточек. 

    Вместе с тем необходимо не забывать и другие факты. … Многие работники образования и культуры стали подпольщиками. Так, одну из первых подпольных групп в Смоленске организовала и возглавила заведующая детским садом Е.А. Дуюн. В этой группе вместе с её сыном Александром участвовали студенты пединститута. … Фактически во многих школах находились два комплекта учебников, один для проверки, другой для реальной работы. … Во многих школах учителя делали своеобразные экскурсы в русскую историю. Рассказывая ученикам о победах русского оружия, они воспитывали национальную гордость, будили патриотические чувства. …
    Вместе с тем нельзя не учитывать, что многие граждане, оставшиеся на оккупированной территории, подвергались целенаправленной фашистской пропаганде. … В этих условиях для очень многих важнейшей становилась задача: «Выжить любой ценой!». В деревнях формировались отряды самообороны от партизан. … Только в городах в немецких управах работали 62 учителя. При этом можно отметить, что добровольно уехали вместе немцами при отступлении 163 учителя…
Литература (40)». 

    Источник:
    Смоленский государственный университет > Журнал “Известия СмолГУ” > «Известия Смоленского государственного университета». Ежеквартальный журнал №5 > Izvestija SmolGU_5.pdf, 2,4 MiB. 

См. также:
Известия СмолГУ: Некоторые публикации по профилю сайта Old-Smolensk.Ru
Ежеквартальный журнал “Известия Смоленского Государственного университета”

Дополнено 09.04.2016 (1)
    Источник 2:  Поисково исторический форум SmolBattle > Форум > История Второй мировой войны > Общий раздел Оккупация и партизанское движение > И.Б. Красильников Состояние образовательных и культурно-просветительных учреждений …
    «Тема в разделе “Оккупация и партизанское движение“, создана пользователем libelli, 28 апр 2012 
Интересно. Учась в СмолГУ, автор преподавал у меня курсы по выбору(по истории) у нас на геофаке. Интересный человек».

Поделиться ссылкой:

 

И.Б. Красильников, СмолГУ: “Состояние образовательных и культурно-просветительских учреждений Смоленской области в период немецкой оккупации”.: Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *