Вот документ даже не из первых, а из первейших рук, первее уж некуда — это 9 октября 1609 г. пишут (точнее, отписывают, поскольку он так и называется – отписка 🙂 ) царю Василию Шуйскому руководители смоленской обороны воеводы Михаил Шеин и Петр Горчаков и тогдашний смоленский дьяк Никон Алексеев:
«Государю царю и великому князю Василью Ивановичю всеа Русии, холопи твои, Михалко Шеин, Петрушка Горчаков, Никонко Олексеев челом бьют. Сентября, государь, в 16 день писали мы, холопи твои, к тебе к государю, с посадцкими людми, с смолнянином с Марком Бухвостовым да с вязметином с Михалком Горбуновым, что литовские люди в Смоленской уезд пришли, и листы королевские и Лва Сапеги (великого канцлера Великого княжества Литовского – Н.), каковы ко мне холопу твоему к Михалку, с Смоленского рубежа, король и Лев Сапега писали, с ними ж к тебе к государю послали. А другорядь мы, холопи твои, к тебе к государю писали, с смоленскими с посадцкими людми, с Федкою Ивановым да с сыном его с Ваською, сентября в 28 день, что языки нам, холопем твоим, в роспросе и с пытки сказывают, что король, а с ними радных панов, гетман, пан Жолтовской, да канцлер Лев Сапега, да Стаднитцкой, и иные многие паны и ротмистры, пришед под Смоленеск, стали в Троетцком и в Спаском и в Борисоглебском и в Орхангелском и в Духовском монастырех: и мы, холопи твои, поговоря с дворяны и с посадцкими людми, посад Смоленской и слободы, для королевского приступу, пожгли и сели со всеми людми, в городе, в осаде. И сентября, государь, в 25 день, на утренней зоре, литовские многие люди приходили к городу к Смоленску приступом, к Копытцким и к Оврамьевыским воротам: и божиею, государь, милостью и твоим государевым счастьем, от города литовских людей отбили; и взяли, государь, у приступу, твоего государева изменика посадцкого человека, смолянина Игнашку Дмитриева, которой у литовских людей был в вожех*, а в роспросе, государь, нам холопем твоим сказал, что король хочет над Смоленском промышляти, приступом же и подкопом. Да сентября ж, государь, в 27 день приходили приступом многие ж литовские люди к Пятницким и к Днепровским воротам: и божиею, государь, милостью и твоим государевым счастьем, от приступу литовских людей отбили ж. И после, государь, того, литовские люди за речкою за Чурильею поставили туры и бьют из наряду по Богословской башне.
*Быть в вожех — быть в проводниках».
А вот это тоже из отписки тех же дней, и тоже царю, но уже смоленского архиепископа Сергия:
….«Да сентября ж государь против 30 числа в ночи литовские люди подкратчис Днепровской мост выжгли вес. А из наряду государь бьют по городу в дву местех в Пятницком конце бьют по Богословской башне и верхней бой отняли. Да из-за Днепра бьют по городу и по хоромом из наряду и из огненых пушек. Да октября государь в 5 день литовской король с своими радными паны прислал ко мне богомолцу твоему государеву и к боярину и воеводам и к дворяном и к старостой посадцким и к посадцким людем листы, чтоб мы ему город Смоленск здали и были под ево королевскою рукою. Да и преж сего король и паны радные писали к ним о том многижда. И мы государь посоветовав с твоим государевым боярином и воеводой с Михаилом Борисовичем Шейным с товарыщи и з дворяны и с посадцкими старосты и со всякими посадцкими и служилыми людми литовскому королю и радным паном велели отказати словом что у нас у всех у смоленских людей от мала до велика обет дан богу, что за истинную православную христьянскую непорочную веру и за святые божие церкви и за тебя государя царя и великого князя Василя Ивановича всеа Русии и за крестное целованя всем битись с ними с литовскими людми до смерти и литовскому королю не здатись отнюд никоторыми делы».
Обратите внимание на выделенное в текстах документов – по отношению к осаждавшим 12 раз повторяется прилагательное «литовские», а «польские» или «поляки» не встречается ни разу.
Дополнено 19.04.2016 (1)
Однако, как только появляются какие-то более близкие к современности комментарии к приведенным выше документам начала XVII века, так все «литовское» сразу же превращается в «польское». 🙂
Процитированная выше отписка Шеина-Горчакова-Алексеева 1609 г. (c 7-ю «литовскими людьми» в цитате) в той же «Хрестоматии …» предваряется в четырех строках троекратной полонизацией:
«136. ОСАДА СМОЛЕНСКА ПОЛЬСКИМИ ВОЙСКАМИ КОРОЛЯ СИГИЗМУНДА III
I. Отписка царю смоленских воевод о приходе польского короля Сигизмунда под Смоленск, о приступах поляков и битвах с ними, 9 октября 1609 г. Печатается по изданию — «Акты исторические», том II, № 266».
Или вот, например, из коллекции Смоленского музея-заповедника, здесь порядок обратный – в цитате из документе 1609 года «приходят приступом Литовские люди», а после закрытия кавычек, в современной приписке, поясняется, что Шеин и Горчаков отписывают царю якобы «о приходе Польского короля»:
«Государю, Царю и Великому князю Василию Ивановичу всеа руси, холопы твои, Михалко Шеин, Петрушка Горчаков, Никонко Олексеев челом бьют… И сентября в 25 день, на утренней зоре, Литовские многие люди приходили к городу Смоленску приступом, к Копытцким и к Оврамьевским воротам: и от города Литовских людей отбили… В 27 день приходили приступом многие ж Литовские люди к Пятницким и к Днепровским воротам: от приступу Литовских людей отбили ж». Отписка Царю Смоленских воевод Шеина и князя Горчакова о приходе Польского короля под Смоленск. 1609 г.»
(Продолжение следует)
Поделиться ссылкой:
Дополнено двумя цитатами из публикаций.
– – –