Наталия Эйльбарт: “Поход Сигизмунда III и королевича Владислава [из Смоленска] к Москве … (1612-1613 гг.)”.

    Эйльбарт Н.В. Поход Сигизмунда III и королевича Владислава к Москве в письмах ксендза Якуба Задзика (1612-1613 гг.) // Вестник ЗабГУ. 2013. No 1(92). Исторические науки, стр. 3-12.
vestnik-zabgu-n01-92-2013_title
    «До настоящего времени как в отечественной, так и в польской историографии событий русско-польской войны 1609- 1618 гг. наибольшее внимание уделяется осаде и взятию войсками короля Сигизмунда III Смоленска. Последовавший же за этим совместный поход польского государя и его сына к Москве освещается достаточно фрагментарно и скупо, прежде всего потому, что источниковая база данной проблемы невелика. Расширить таковую нам позволили отложившиеся в Государственном архиве Швеции письма королевского секретаря ксендза Якуба Задзика к своему патрону, польскому коронному канцлеру Лаврентию Гембицкому, несущие в себе, на наш взгляд, несравнимо большую долю откровенности и эмоциональности по отношению к происходящим событиям, нежели скупо констатирующие свершившееся реляции, дневники и хроники. На русский язык нами переведены тринадцать упомя нутых писем, на основании которых мы произвели реконструкцию событий осени-зимы 1612-1613 гг., когда польский монарх и его юный сын Владислав, пытаясь спасти осажденный в Москве польский гарнизон, спешно направились к русской столице. … 

… Несмотря на тревожную картину, нарисованную монарху Ходкевичем, на убогие силы, сопровождавшие короля в этом походе, он предпочитал больше верить тому, что согласовалось с его планами, в частности, его весьма приободрила депутация от боярских детей – смолян, бывших во Втором ополчении и утверждавших: «Как только его королевское величество с королевичем появится на границе, все ударят ему челом» [2]. Итак, несмотря на недостаток во всем: в солдатах, финансах, продовольствии и главное – в единомышленниках, окруженные немецкой пехотой Х.-Б. Урсемберга и Т. Денхоффа в качестве личной охраны, в страхе перед составившими конфедерацию собственными солдатами, Сигизмунд отправляется к Смоленску. «Начинаем воевать как римляне, силами пехоты», – мрачно пытается шутить Задзик в письме к своему патрону [2]. 

В Смоленск король торжественно въехал 5 октября 1612 г. в сопровождении всего 600 всадников, надеясь на пополнение своей армии гусарами брацлавского воеводы Якуба Потоцкого, начальствующего над смоленским гарнизоном. Но за ним последовала лишь их небольшая часть: сам Потоцкий не желал покидать крепость в услоиях начинающихся холодов, а его давняя вражда с Ходкевичем отражалась и на отношении смоленских солдат к литовскому гетману. Однако, несмотря на это обстоятельство, Сигизмунд III все же решает продолжить путь к Москве, несомненно, что в этом желании его укрепили прибывшие к нему в Смоленск 6 октября депутации из Невеля и Торопца. … Итак, продвигаясь к Москве по смоленской дороге, король надеялся на добровольную сдачу близлежащих крепостей и на пополнение там запасов продовольствия, но кроме упомянутых Невеля и Торопца послов от «доброжелательных москвитян» больше не было. … 

Тем не менее, по королевскому приказу был выделен отряд смоленских солдат под командованием коронного обозного Адама Жолкевского, племянника гетмана, князя Самуила Корецкого и киевского подчашего Лозки, которые и направились к столице, сопровождая послов. «Я помогаю их компании, не желая оставаться здесь, в лагере», – пишет энергичный ксендз канцлеру [7].  …

… Приняв решение быстрого ухода из России, польский король оставил небольшие гарнизоны в Вязьме и Дорогобуже, которые должны были стать своего рода рубежом обороны между Москвой и Смоленском. … 

… Таким образом, на пути из Москвы к Смоленску оставалось две крепости, которые могли бы стать преградой для наступления русских. Как показало время, расчет короля обезопасить Смоленск не оправдался, и его стратегия в этом отношении потерпела крах. … 

С грустью Задзик пишет о прибытии короля в Смоленск в январе 1613 г., куда он и его свита добрались «не без больших трудов и хлопот на переправах, кои многочисленны. Мы было положились на морозы и не приготовили мостов, но наступившая там непостоянная зима перепутала наши планы и очень затруднила [передвижение], потому и, приехав на Днепр, пришлось строить плоты, а на других реках – мосты. … 

По прибытии в Смоленск стали очевидны большие людские потери, которые потерпела польская армия вследствие голода и болезней. «Пехоту Денхоффа и Урсемберга, коей также немного, приказано распустить. Ее едва наберется полторы тысячи, болезни и трудности дороги так много их погубили, [что] было жаль средств, потраченных на этих людей», – писал Задзик Гембицкому [11]. … 

    No 2. Из письма от 11 декабря 1612 г.
Из первого моего письма ваша милость, мой милостивый государь, уразумели, что смоленское войско с послами его королевского величества (на которых вся надежда на доброе окончание наших дел) подступило к столице, желая узнать от тех людей что-либо наверняка об их дальнейших планах и о благорасположении по отношению к его королевскому величеству и его милости королевичу. Но мы мало что узнали на этот счет, не получив от них никакого ответа на письма, посланные с двумя нашими гонцами. Однако солдаты двинулись [туда] охотно. … 

Москвитяне, те, которые были назначены послами от его королевского величества, уезжая, горько плакали, почти прощаясь со своей отчизной и не имея надежды когда-либо в нее возвратиться, особенно хорошо зная об этих наших трудностях и задолженности солдатам, а также о том, что смоленские солдаты непременно хотят отсюда уйти. Я сомневаюсь, чтобы они задержались. … 

    Литература
… 2. Riksarkivet. Extranea Polen, vol. 105. Письмо Я. Задзика Л. Гембицкому от 26 сентября 1612 г. …
7. Riksarkivet. Extranea Polen, vol. 105. Письмо Я. Задзика Л. Гембицкому от 6 дек. 1612 г. …
11. Riksarkivet. Extranea Polen, vol.105. Письмо Я. Задзика Л. Гембицкому от 5 янв. 1612 г. … 

nv-eilbart_zabgu
Коротко об авторе
Эйльбарт Наталия Владимировеа, д-р истор. наук, доцент, профессор каф. «История», Забайкальский государственный университет.
Научные интересы: история Сибири, история науки и техники, славяноведение, история Речи Посполитой, Смутное время в Московском государстве». 

    Источник:
Забайкальский государственный университет > Официальный сайт ЗабГУ
vestnik-zabgu-n01-92-2013_hyperlink

    Файл: vest_01_13_1.pdf, 3,6 MiB.

.
….См. также:
Наталия Эйльбарт: “Осада Смоленска Сигизмундом III в письмах ксендза Якуба Задзика (1610-1611 гг.)”.

Поделиться ссылкой:

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.