Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Выпуск 2 (От Днестра до Москвы). Кн. VI, Гл.VII. Рассказ о походе царя под Смоленск. Гетман Радзивил // Чтения в обществе истории и древностей российских, Книга 4 (183). 1897
Начнём, благословясь!
Сирия. Как много в этом звуке…
Современному читателю не надо объяснять, где находится город Алеппо (Ха́леб). На протяжении многих веков он являлся самым крупным в Сирии. Ещё один город древней Сирии – Антиохия, именно здесь ученикам Христа было дано имя «христиане». Антиохийский патриарх Макарий дважды побывал в России в царствование Алексея Михайловича.
Первый приезд с целью сбора пожертвований случился в 1655 году. Патриарх был в этой трёхлетней поездке от Алеппо до Москвы не один. И если бы не сопровождавший отца молодой архидиакон Павел Алеппский, человек любознательный, умевший подмечать детали, достаточно детально и красочно описывать дорожные впечатления, нравы и обычаи жителей городов и селений, быт и духовную жизнь монастырей, политические события и характеры государей и церковных деятелей, стремившийся детально расспросить встречающихся ему людей о «преданьях старины глубокой» (расспросить и записать для потомков), то….да, уважаемые читатели, если бы не Павел, если бы не «моровая язва», задержавшая путешественников в Коломне, то мы и не увидели бы наш «old Smolensk», находившийся на тот момент во владении Польши, глазами русских ратников 17-го века…Критическая проверка множества деталей этого переданного нам именитым сирийцем рассказа («высокая деревянная цитадель», «дикие, из скалы» камни стены и т.д и т.п.), как нам представляется, способна увлечь не только рядового смоленского читателя, но и, возможно, маститого краеведа)) Увы, нередко наш автор ориентируется на слухи, не всегда объективен. Явление частотное для всей мемуарной литературы. И для жанра путешествий тоже.
Но почитать сей труд интересно уже потому, что повествователь с дружелюбным вниманием подмечает то общее, что видит у русских и сирийцев. “Мы заметили в этом благословенном народе, – пишет архидиакон Павел, – набожность, богобоязненность и благочестие, приводящие ум в изумление».
Труд Павла Алеппского лучше читать на сайте «Восточная литература»: там восстановлены пропуски текста, допущенные английским переводчиком.
«Возвращаемся к повествованию о богохранимом царе. Он со своим войском осаждал город Смоленск, крепко обложив его со всех сторон, в течение почти семидесяти дней, при чем не переставал упорно теснить его, пока он не был взят при помощи многочисленных больших пушек, коими разрушили до основания две башни и большой бастион, сделав огромные насыпи из куч земли, Тогда, от имени Радзивила, явился капитан и просил пощады. Царь даровал ее, и город сдался. Внутри его каменной стены находилась очень высокая земляная ограда, в средине которой была устроена высокая деревянная цитадель, весьма крепкая. Московиты подожгли ее извне большими зажигательными снарядами, ибо у царя есть пушки, похожие на банки, длиной каждая около аршина, при поперечнике жерла такого же размера; в них кладут шары из дегтя, смолы, пороха и пр. и стреляют; говорят, что эти шары, поднявшись к небу, низвергаются на город, производят в нем пожары и большие разрушения и даже вырывают землю.
Многие из ратников рассказывали нам об этом городе и его покорении: что это город очень большой и весьма крепкий, что по окружной стене его могут ехать две арбы рядом, т.е. она шириной со стену Антиохии, но постройка ее превосходна, ибо все ее камни — дикие, из скалы, и на них не действуют орудия. Город этот сооружен предками нынешнего царя. Число его башен 73; все они огромны и, как говорят, значительно выступают из стены. Пушки одной башни соответствуют пушкам другой и находятся с ними на одном уровне, дабы никак нельзя было подойти на близкое расстояние к промежуточной стене.
Царские пушкари непрестанно ухищрялись, производя пушками разрушения вокруг города, пока не нашли слабого места, на которое произвели действие пушки, и таким образом были разрушены до основания те две башни и бастионы, на прочие же места даже огромные пушки не могли подействовать. Такого великого завоевания никто не ожидал, в особенности потому, что с нескольких сторон город обтекается большою рекой [176] Днепром. Царь подтвердил клятвой условие, что кто пожелает, может оставаться в городе, а не желающим предоставил свободу уйти, куда хотят. По взятии города, царь нашел в нем много евреев, которые скрывали себя, переодевшись христианами, но московиты узнали их по неуменью делать крестное знамение. По приказанию царя, их всех собрали и истребовали, чтобы они крестились, если хотят спасти себе жизнь; кто уверовал и крестился, тот сохранил свою жизнь, а тех, кто не пожелал, приказано было посадить в деревянные дома, и всех их сожгли. Царь велел разрушить в городе все церкви ляхов и приступил к сооружению других с основания.
Проклятый Радзивил, зять Василия, господаря молдавского, корень всего зла и войны, услышав о выступлении царя на завоевание этого города, пошел с 30.000 войска, чтобы, достигнув города, войти в него и укрепить. Но многочисленная царская рать, неожиданно встретившись ему, окружила со всех сторон и разбила его войско, всех истребив. Он спасся хитростью лишь с немногими людьми, переодевшись в платье бедняка. Все его высшие офицеры со многими другими были захвачены в плен. Люди, достойные веры, говорили, что он большой колдун и спасся волшебною силой; его было догнали, но он скрылся от преследователей в грязной топи и густом тростнике.
Этот проклятый – самый важный из польских вельмож; он — великий гетман, правитель большой, известной области, называемой Мулитфа (Литва?), и этой Смоленской области, которую завоевал его отец. Его владение — лучшая часть страны ляхов, ибо все оно состоит из сильных каменных укреплений и занимает пространство на два месяца пути, именно, от города Киева почти до известного города Данска (Данцига), который служит портом всей страны ляхов. Его боялся даже краль, и лишь он один противился желанию царя, потому что он великий ненавистник всего рода православных, тиран и упрямец. Вера его, как нам говорили, лютеранская, ибо он постится один только день в году, думая, что таким образом он выполнит великий пост один раз во всю свою жизнь; молитву «Отче наш, иже еси на небесах» он совершает в своей комнате тайно, полагая, что это согласно со словами Господа Христа в его святом Евангелии. Василий ничего не выиграл, выдав свою дочь за этого кальбина (кальвиниста). Он надеялся иметь в нем опору и помощника. Этот же проклятый один был виновником смерти Тимофея, сына Хмеля, ибо между этими двумя свояками была сильная [177]вражда. Три года тому назад он отправился с большою силою на многочисленных судах по реке Днепру и захватил врасплох гор. Киев с его окрестностями, жег, разорял и перебил много народу. Когда дошло это до Хмеля, то он немедленно напал на него и перебил всех, с ним бывших. Ему удалось спастись лишь с немногими людьми. Хмель отобрал у него всех пленных, суда и богатства. Василий истощал все усилия примирить ляхов с казаками, но не мог, по причине злобы этого окаянного, и потому, что он презрительно отозвался о царе в присутствии послов, присланных к кралю, говоря: «он не краль московский и не царь, ступайте, скажите ему, что я иду на него сам лично». Все это от его гордыни и высокомерия; краль же того не желал. Услышав это, царь сильно разгневался и отправил в ляхам других послов во второй и в третий раз, требуя, чтобы они заключили мир: именовали бы его царем Великой и Малой России, оставили бы страну казаков и не причиняли ей никакого вреда, сдали бы ему Смоленск без войны и не возбуждали зла, которое еще покоится. Но тот окаянный не хотел, пока Господь не уничтожил хвастовства его гордыни, как об этом мы впоследствии расскажем».
http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Makarij_2/text62.phtml?id=8162
Поделиться ссылкой:
Любопытный материал!
Вот, оказывается, из каких дальних краев какие люди у нас гостевали 🙂
Только вот здесь “…наш «old Smolensk», находившийся на тот момент во владении Польши …” формулировка неудачная – Смоленск Польше никогда не принадлежал.
Недоумевающий, разве? Ведь его после длительной осады захватила армия польского короля Сигизмунда III. Может быть объясните тогда, кому принадлежал.
Каннитферштан, вот здесь http://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/5/4/0/3009045.jpg – 31 марта 1814 г., Париж, на белом коне – российский император Александр I.
И что – Париж стал наш? 🙂
Еще по поводу:
“…наш «old Smolensk», находившийся на тот момент во владении Польши …”
Какой конкретно год здесь подразумевается под “тем моментом”? 1655? – других в тексте нет.
Вы Editor. Вам в руки ножницы и клей, чтобы все было правильно в тексте?
Или напишите комментарий, как правильно.
Да, действительно, коллега Editor, а чего это Вы тут, извиняюсь, в комменты вперлись ни с того, ни с сего? 🙁
Мы уж как-нибудь сами попробуем разобраться.
– – – –
Каннитферштан, так Вы там писали выше, что, мол, Сигизмунд III Смоленск взял.
Ну да – взял. И король он был польский (в том числе – т.к. у него еще много было прилагательных в титуле, нпр., “литовский”, “русский” и т.д.), но королевство польское “на тот момент” 🙂 не было отдельным государством.
А про Александра I в Париже я шутейно писал в том смысле, что у Сигизмунда тогда полномочий влиять на куда какую территорию присоединять было как бы не меньше, чем у Александра на Венском конгрессе в 1814-м – в Речи Посполитой всё вальный сейм решал.
Уважаемые коллеги, вы здесь (т. е. в комментариях) уже впали в га(го?)лимый оффтоп
с явными признаками намерения вскоре трансформировать его в последующий
холивар. 🙁
А между тем, вопрос этот незамутнен и ясен, как слеза младенца – “ведь даже в примитивной вики об этом сказано” (с) Polina2013, причем в наверняка неоднократно уже вами посещенной статье “Смоленск”. А именно о том, что:
1. “Присоединение Смоленской земли в 1618 году к Речи Посполитой (Смоленское воеводство стало частью Великого княжества Литовского) …”;
2. “… смоленский гарнизон 23 сентября 1654 года капитулировал, и Смоленск окончательно был присоединён к Российскому государству”.
И этого применительно к данной теме вполне достаточно, а если кто желает вникнуть “глыбже и ширше” – милости просим открыть новую тему.