Аркадий Рыленков: другой взгляд на историю Смоленска.

smolensk-2.0_logo-headerАркадий Рыленков. Другой Смоленск. Smolensk 2.0 – Новости Смоленска.
В ЖЖ-шных римейках встречается также и как «инфернальный город Смоленск», «странный и загадочный город Смоленск» — в общем, весьма своеобразный опус, на любителя. 

«… Смоленск – типичный областной город средней России со всеми нестоличными приятностями вроде красивых девушек и размеренного ритма жизни, а также наоборот, со всеми свинцовыми мерзостями “русского провинциального адата” в виде повсеместного алкоголизма, пофигизма, социальной пассивности и так далее. … 

Но у любого среднерусского города есть своя интересная неофициальная жизнь и своя альтернативная история.
Если обратится к альтернативной истории Смоленска – то нужно начинать со средних веков. Смоленский край когда-то входил в Великое княжество Литовское (не смотря на название большую часть населения его составляли русские племена), а затем в Речь Посполитую. В состав России Смоленск окончательно попал только в конце 17-го века после нескольких русско-польских войн и безуспешных попыток присоединения. Несмотря на тяжелую жизнь православных русичей под польскими панами, под властью московских царей крестьянам-смолянам стало жить еще хуже. Польские паны остались вплоть до октября 1917-го года, а тут еще добавился гнет московских “дьяков”. … 

После революции Смоленск стал еще более многонациональным городом, столицей Западной области РСФСР, включавшей территорию современных Смоленской, Брянской, Орловской и еще нескольких областей. К этой области прирезали также часть белорусских земель с многочисленным еврейским населением, в том числе такие “штетлы” как Хеславичи и Любавичи, откуда родом один из знаменитых хасидских раввинов. В самом Смоленске евреи составляло где-то около четверти от общего числа населения. Также было около десяти тысячи латышей, плюс небольшое количество литовцев и эстонцев. Видно, было немало и поляков, но они из-за плохих отношений СССР с Польшей Пилсудского часто записывались в “украинцы” и “белорусы”. В соответствии с ленинской национальной политикой в области возникли национальные еврейские, белорусские и латышские колхозы. Выходили газеты на этих языках. Существовали еврейский и латышский театры и рабочие клубы. В середине 30-х годов началась сталинская “русификация”. Закрыли национальные театры и клубы. Перестали выходить газеты на национальных языках. Была репрессирована значительная часть национальной интеллигенции. … 

Во время Великой Отечественной войны немцы почти три года находились на Смоленщине. Еврейское население, за исключением городской его части, успевшей эвакуироваться, было полностью уничтожено. Среди русских и представителей других народов оказалось немало коллаборантов. … Далеко не все население колаборантствовало. В Смоленской области действовали мощные партизанские соединения.
Во время войны Смоленск был разрушен почти на 90 процентов. После войны сюда переехало много людей из других областей России на восстановление промышленности. … 

Если обратиться к истории искусства и литературы, то в 1918-1922-х годах здесь существовала своя группа футуристов “Бедлам”, связанная с Малевичем и другими деятелями русского Авангарда, находившимися в соседнем Витебске. Как правило, в официальной истории русской литературы 20-го века, смоленских футуристов вспоминают мало, а вспоминают прежде всего “крестьянских” поэтов Твардовского, Исаковского и Рыленкова. У Михаила Исаковского, кстати, есть неплохие неказенные мемуары о детстве и юности “На Ельнинской земле”. … 

Будущее Смоленска, как и всей России, непредсказуемо. Правда, по моим ощущениям, скоро Смоленск может стать приграничным с Европой городом, так как Беларусь, не смотря на все кульбиты своего батьки, это уже полу-Европа. И дальше её “европеизация” будет только продолжаться и прежде всего на бытовом, низовом уровне. Достаточно съездить в соседний со Смоленском Витебск, чтобы в этом убедиться…».

Поделиться ссылкой:

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.