Игорь Красновский: “По улицам текли реки крови, а мародёры тем временем грабили дома”. Уникальные дневники очевидца оккупации Смоленска.

    «Самая таинственная и трагическая страница в военной летописи нашей страны – период оккупации. Да, каждый из нас читал немало воспоминаний о тех жутких днях фашистского террора. Но можно ли из мемуаров, написанных гораздо позже реально проходивших событий, познать всю правду? Сомневаюсь. Как было и как вспомнилось – всегда разнятся. Истина, на мой взгляд, в том, что Достоевский назвал «фактом действительной жизни». Тем фактом, о котором великий писатель говорил: «Если вы только в силах и имеете глаз, то найдёте в нём глубину, какой нет у Шекспира». 

    Для меня таким «фактом действительной жизни», раскрывающим правду о первых, самых тяжёлых годах Великой Отечественной, неожиданно стали дневники моего деда по отцовской линии Сергея Ивановича Красновского, которые он вёл в 1941–1942 годах. Точнее, даже не дневники, а скрупулёзные ежедневные записи всего того, что происходило в Смоленске в дни оккупации. Разыскать их мне удалось таким образом. До поры до времени я знал лишь то, что мой дед всю жизнь проработал врачом. О том, чем он занимался в дни войны, в семье никогда не говорили. Но однажды по областному радио я случайно услышал интервью известного смоленского историка Леонида Васильевича Котова, в котором он рассказал о небольшой группе подпольщиков, действовавшей в 1941–1942 годах в районе Красного Бора. Эту группу возглавлял Сергей Иванович Красновский, работавший в дни оккупации врачом. …

Своих частей не застал… …
Увиденное могло свести с ума …
Будни оккупации …
Земельный вопрос …
Варвары с внешним блеском …

    ,,,  Я сознательно не хочу давать какие-то комментарии к опубликованным здесь отрывкам из дневников и разведдонесений. Только ещё раз напомню: это реальный документ, написанный очевидцем событий по горячим следам, а не годы спустя. И, читая его, конечно же, следует помнить, что, как и всякое свидетельство очевидца, он имеет двойственную природу. С одной стороны, он субъективен, отражает лишь взгляд конкретного человека. Но с другой – даёт нам уникальный шанс узнать из первых уст о событиях, которые, можно не сомневаться, будут волновать всех нас ещё не одно десятилетие».

    Источники:
krasnovski.livejournal.com, Mау 8th 2015. «По улицам текли реки крови, а мародёры тем временем грабили дома». Уникальные дневники очевидца оккупации Смоленска.
Смоленская газета, 08 мая 2015. Игорь Красновский. «По улицам текли реки крови, а мародёры тем временем грабили дома».
Проза.ру, 21.03.2016 18:59. Игорь Красновский. Уникальные дневники очевидца оккупации.

Поделиться ссылкой:

 

Игорь Красновский: “По улицам текли реки крови, а мародёры тем временем грабили дома”. Уникальные дневники очевидца оккупации Смоленска.: 6 комментариев

  1. Недоумевающий

    « … под носом у гестапо … в лапы гестапо … передали в гестапо … выдали гестапо» …».

    Гестапо в Смоленске не было.
    См.: 1941-43 гг.: Размещение в Смоленске оккупационных служб и учреждений. http://old-smolensk.ru/?p=3730. Д.Е. Комаров: Смоленская область в огне Великой Отечественной: война, народ, победа. 2015 г. http://old-smolensk.ru/?p=25280

    1. anzel

      Строго по названию, да, получается не было.
      Но там и без гестапо хватало “под носом” у кого, “в лапы” чьи, “выдали” кому, по Вашим же приведенным ссылкам.
      Предполагаю, что замордованным патриотам, или их друзьям и родственникам, было не до тонкостей названия — гестапо и гестапо.
      Тем более что в 1942 году тайная полевая полиция из армейского (первоначально) подчинения перешла в подчинение гестапо же.
      Wiki

  2. Editor Автор записи

    Коллега, а не могли бы вы в качестве источников предложить что-либо посущественнее ваших предположений от имени “замордованных патриотов” и русскоязычной Wiki? 🙂

  3. anzel

    С чего вы взяли, что я источники предлагаю? Разбирайтесь уже сами. Недоумевающий вам в помощь.

  4. Недоумевающий

    «… С момента своего создания и до своего исчезновения вместе с другими государственными институтами нацистской Германии в мае 1945 г. гестапо  никогда не действовало вне собственно германской территории и никогда не имело своих подразделений на оккупированных Германией территориях как в Европе, так и в СССР.

    Местные органы гестапо  создавались только на тех территориях европейских стран, которые включались непосредственно в состав Германии, как-то: Австрия, Люксембург, часть территории Франции, Чехии, Польши. …». [2]
    Прим.: Выделенное болдом – так в оригинале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.