Пропро при худподоте губотнароба

И вширь, вглубь.
(Письмо из Смоленска)

<…>

Теперь — об агитационном театре. Местным журналистам принадлежит почин и руководство открывшимся 1 января в Смоленске театром производственной пропаганды и револ. сатиры (Пропро). При составлении репертуара этого театра большим подспорьем явилась инсценировка фельетонного материала, печатаемого в центральных и провинциальных газетах. Закоренелые зубры – театралы чураются и ругают нас «Балаганом», а рабочие и красноармейцы любят и валят в театр валом. Выезжали в фабричный городок Ярцево, думаем выехать в деревню.

Театр «Пропро» возник у нас из устной газеты, обслужившей за полгода в губернии около 180.000 слушателей. Но, к сожалению (есть причины весьма сожалеть) его пришлось организовывать не при Смолроста, а при Художественном подотделе губотпароба. Это, впрочем, не помешало случиться курьезу, что смоленский «Пропро» до сих пор живет (сообщаю по секрету от Рабкрина) на средства местной газеты1… (которые, разумеется, мы надеемся, скоро будет возмещено Художественным подотделом). Без этой поддержки новый театр, несомненно, мытарствовал бы и посейчас, переживая «родовые муки» волокиты.

<…>
В. Астров

Источник: Книгофонд. // Печать и революция. Журнал критики и библиографии. Под ред. А. В. Луначарского и др. Книга первая, май-июль. М.: Госиздат, 1921.

Дополнительно:

 

1«Рабочий путь» – прим. «Старый Смоленск».

 

Дополнение 1 (03.02.2019)

***

Смоленские сезоны. Из истории городских театров

«Были и театры, выступления которых носили исключительно пропагандистский характер. Так, в 1920 году комсомольскими активистами была организована устная газета. Выступления корреспондентов проходили в Блонье, представления пользовались большой популярностью. Из этих публичных чтений к концу года сформировался театр Пропро (производственной пропаганды и революционной сатиры). В репертуар театра входили одноактные пьесы. Каждое представление начиналось с озвучивания идейной программы театра, а содержание пьес не было высокохудожественным. Интересно то, что сценарии спектаклей писались, учитывая местную специфику. Театр Пропро просуществовал лишь один год».

Виктория Тимошенкова, «Смоленская неделя», 30 марта 2012, №12.
Цитируется по http://www.cbskiev.ru/obshchestvo/istoriya/2604-smolenskie-sezony.html.

***

«Гораздо большую известность в стране получила другая инициатива смоленских деятелей культуры – Театр производственной пропаганды (Пропро). Этот экспериментальный театр возник в конце 1920 года в Смоленске и ставил своей задачей соединить искусство (театр) и жизнь (социалистическое строительство). По сути, это был политический театр. Свою деятельность он начал с инсценировок газетных фельетонов и постепенно перешел к более разнообразному репертуару агитационных пьес.
Вот что сообщала газета «Правда» о работе этого театра: «Программа театра «Пропро» состоит из двух одноактных пьес («Куколки Антанты» и «Редиска»), из диалогов, лубков, пантомимы («О белой булке»), а также из сценок в партере, где загримированные актеры выступают из рядов публики (буржуй, спекулянт, труддезертир и т. д.). Последние сценки имеют особенный успех. Из пьес гвоздем программы является «Редиска», пьеса местного писателя Н. Каржанского, изображающая семью буржуа, решившую примазаться к советской власти, пролезть в Совнархоз, комсомол и даже в партию коммунистов. Слово «редиска» уже пошло в обиход, обозначая тех, «кто снаружи красен, а внутри бел».

Стали очень популярными и выходившие с июня 1920 года в Смоленске «устные газеты». Организатором ее был В.Н. Астров, редактор газеты «Рабочий путь». Газета «выходила» на углу сада Блонье (напротив нынешней улицы Ленина).
Для привлечения слушателей за полтора-два часа до начала играл оркестр. В назначенный час музыка умолкала и начиналась «газета». Сначала сообщались важные события дня, затем шла передовая статья, за ней – сатирические рассказы, информация о наиболее значительных событиях последних дней, короткие сообщения на злободневную местную тему. Все это продолжалось не более часа. Слушать «газету» собиралось до 2 тысяч смолян. За полгода, по данным самих организаторов, «газету» прослушали (и просмотрели) до 180 тысяч человек. Вскоре такие «газеты» стали практиковать и в других городах губернии.

Смоленщина XX век. Культура. Создание новой культуры. Театральная жизнь,
стр. 2, 3. http://smol20.mou2.edusite.ru/k3050.htm, http://smol20.mou2.edusite.ru/k3051.htm

 

Дополнение 2 (06.03.2019)

Привет вам, красные шуты Его Величества Пролетариата!

В субботу, 1 января в 9 час. веч. в здании Смоленского Государ. театра состоится открытие театра призводственной пропаганды и революц. сатиры.

К открытию театра “Пропроп” в Смоленске

 

Источник:
Смоленская областная универсальная научная библиотека имени А.Т. Твардовского Электронный каталог //  Газета “Рабочий путь”, 1 января 1921 г. – ссылка на файл.

Поделиться ссылкой:

 

Пропро при худподоте губотнароба: 12 комментариев

  1. anzel

    А где же находился театр “Пропро” ?
    Репетиции, реквизит хранить, декорации…
    Опять же зрители куда приходили?

  2. Editor

    Всё, кроме названия, было так же и там же, как ранее при «устной газете» – т. е., на Блонье.

    Что же касается сбивающего с толку «партера» (о котором упоминал Ильюхов и даже, как будто, писала газета «Правда»), то «как известно, партер (фр. parterre — на земле) представляет собой открытую часть сада или парка. … Простейший партер может состоять из газона с цветочной рабаткой или бордюром по краям».
    http://www.tsvetnik.info/parterre/01.htm

    1. anzel

      М.б., однако, Астров же, вроде, знал, что писал.
      А почему “Луначарский и др.” пропустили пароб вместо нароба? Они же, вроде, знали, что читали.

  3. admin

    РГАЛИ: “ф. 2579 оп. 1 ед. хр. 1992 …
    Заголовок:
    Программа спектакля Смоленского театра Пропро (театр производственной пропаганды и революционной сатиры).
    Крайние даты: 1921
    Количество листов: 1
    Способы воспроизведения
    Вырезки из газет …”.
    http://www.rgali.ru/obj/12778313#

  4. Editor

    “Губотнароб” – это в начале 1920-х было не что иное, как наше совсем еще недавно привычное “облоно” (а также “гороно”, “районо”).

    А аббревиатуры “губотпароб” тогда не существовало – это просто опечатки.
    Которые обычно достаточно легко выявляются по контексту (как, например, по второй ссылке в предыдущем комментарии).

  5. Editor

    “Памятные даты. ЯНВАРЬ …
    1 – 90 лет назад (1921) в г. Смоленске был открыт театр
    производственной пропаганды и революционной сатиры – «Пропро». Театр пользовался популярность среди смолян. (В большой семье *. – Смоленск, 1960 – С. 261-269)”.
    См. “Знай и люби свой край”, библиографический указатель, 2011 г., стр. 3.
    ———
    * Следует ли это понимать так, что в этой книжке на 8 страницах написано что-то именно о тевтре “Пропро”?

    1. anzel

      Ну это ж надо саму книжку смотреть, а не указатель.
      А пока что…

      Привет вам, красные шуты Его Величества Пролетариата!

      (См. Дополнение 2)

  6. Editor

    Ага, стало быть, на вопрос “А где же находился театр “Пропро”?” имеем исчерпывающий ответ: “1-го января в 9 час. веч.”“в здании Смоленского Государ театра”.

    И понятно теперь, откуда ноги растут у современных упоминаний о партере – см. п. “8: Сцена в публике”.
    Т.е., домыслы о партере парковом можно пока дезавуировать (по крайней мере, до появлении инфы о весне-осени 1921 г. 🙂 ).

  7. anzel

    Любопытная информация.
    Прошел какой-то месяц с открытия “Пропро”, а ему уже с гостеатром в одном месте тесно.

    Дискуссионный митинг «Синагога или театр» в здании государственного театра

    В субботу 12 февраля в 5 час. вечера коллегия театра “Пропро” и управление гостеатра устраивают широкую дискуссию на тему «Синагога или театр»в помещении государственного театра.
    Вход для всех свободный.

    Рядом опубликовано письмо еврейских рабочих.

    Смоленская областная универсальная научная библиотека имени А.Т. Твардовского Электронный каталог // Газета “Рабочий путь”, 10 февраля 1921 г. – ссылка на файл.

     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.