Оборона Смоленска 1609-1611 гг. как военное искусство.

map_razin1609-11    Проф., ген.-майор Е.А . Разин. Оборона Смоленска в 1609–1611 гг. // Разин Е. А. История военного искусства, в 3-х т.:  Том 3. История военного искусства XVI — XVII вв. — СПб.: ООО «Издательство Полигон», 1999. — 736 с. Тираж 7000 экз. | Первое издание: М., Воениздат, 1955.

….« …Вечером 2 июня 1611 г. четыре отряда польского войска заняли исходные для штурма позиции. Каждый из этих отрядов своей численностью превосходил защитников Смоленска в несколько раз. Так, например, в ротах немецких ландскнехтов насчитывалось до 600 человек.
….Ровно в полночь, в темноте, соблюдая полную тишину, осаждавшие подошли к крепостной стене в районе Авраамовской заставы, приставили лестницы, незамеченными взобрались на стену и начали расходиться по ней, занимая и близлежащие башни. В это же время немецкая пехота пробиралась через брешь, пробитую артиллерией. Но здесь ландскнехтов встретили несколько десятков защитников крепости во главе с Шейным. Завязалась перестрелка.

….Рыцарь Малтийского ордена, услышав перестрелку, зажег порох, подложенный им под стену. Взрыв обрушил часть стены. Образовался значительный проход, через который проник в крепость отряд Льва Сапеги.
….Горсточка защитников Смоленска оказывала героическое сопротивление многочисленному врагу, ворвавшемуся в крепость со всех сторон. Последним опорным пунктом была гора, на которой находился собор. В подвалах собора хранились запасы пороха. Жители Смоленска, не желавшие сдаваться врагу, укрылись в соборе, подожгли порох и все погибли. Раненого Шеина польские паны взяли в плен, подвергли пытке, а затем отправили в Литву.

    Заняв Смоленск, Сигизмунд не пошел на Москву, а, распустив войско, вернулся в Варшаву, где в это время собирался сейм. …

    20-месячная героическая оборона Смоленска имела важное политическое и стратегическое значение в годы борьбы с открытой интервенцией польских феодалов. Со второй половины 1610 г. смоленский гарнизон оказался основной силой, организованно и открыто боровшейся с интервентами, что имело большое моральное значение.
….Стратегическое значение обороны старинной русской крепости заключалось в том, что Смоленск на два года привлек к себе главные силы интервентов, не позволив им прочно оккупировать основные жизненные центры страны и подавить волю русского народа к борьбе за свою независимость.

    В тактическом отношении следует отметить хорошую подготовку крепости к обороне (защита ворот, распределение сил, заготовка боеприпасов и продовольствия). При обороне 6-километровой стены контрминная борьба требовала большого искусства ее организации.
….Для проделывания брешей в стене у польского войска явно недоставало осадной артиллерии крупных калибров. Последний штурм польское командование организовало без применения артиллерии, воспользовавшись тем, что у защитников крепости не хватало сил даже для наблюдения за крепостной стеной на всем ее протяжении. В крепость противнику удалось проникнуть со всех сторон различными способами под покровом ночной темноты.

    Троице-Сергиев монастырь, небольшую крепость, удалось отстоять от врага активной ее обороной, но с внешней помощью, незначительной из Москвы и решающей от Скопина, фактически деблокировавшей монастырь.
….Смоленск — большая крепость, не получавшая помощи извне и оборонявшаяся своими собственными силами и средствами. Силы в ходе пассивной обороны убывали в результате боевых потерь и вследствие эпидемии, особенно цинги. Враг же имел возможность пополнять свое войско.
….Предпринятый правительством Шуйского поход русской рати с целью деблокады Смоленска закончился клушинской катастрофой. Полное истощение сил гарнизона все же не привело к его капитуляции. Защитники крепости, не имея никакой надежды на внешнюю помощь, сражались до последнего человека».

    Источник:
….Военная Литература > Военная мысль > Разин Е. А. История военного искусства, в 3-х т. > Том 3. История военного искусства XVI — XVII вв. > Глава третья. Военное искусство в войнах русского народа за свою независимость против интервенции польско-литовских феодалов и шведов в 1607–1615 гг. > 2. Военное искусство в вооруженной борьбе русского народа с открытой интервенцией польских феодалов в 1609–1612 гг. > Оборона Смоленска в 1609–1611 гг.

Поделиться ссылкой:

 

Оборона Смоленска 1609-1611 гг. как военное искусство.: 3 комментария

  1. anzel

    “Рыцарь Малтийского ордена, услышав перестрелку, зажег порох, подложенный им под стену. Взрыв обрушил часть стены. “

    На картинке петарда Новодворского это из цитаты? Как можно объяснить, что спустя четыреста лет в указанном стрелкой месте нет обрушений стены, таких чтобы туда осаждающие хлынули?
    И оффтоп-вопрос. Кавалер Новодворский не предок одной современной Новодворской?

    1. Editor

      “На картинке петарда Новодворского это из цитаты? Как можно объяснить, что спустя четыреста лет в указанном стрелкой месте нет обрушений стены, таких чтобы туда осаждающие хлынули?”

      Это можно объяснить, ИМХО, только тем, что уважаемый “проф. ген.-майор” весьма небрежен как в картинках, так и в тексте своего многотомного труда. Мог бы и сообразить, что через восточную сторону стены течь чему-либо из крепости было весьма затруднительно, а вот на север – без проблем.
      Петарду рыцарь подкладывал близ северо-восточного угла, где Крылошевские ворота были.
      А где его стрелка нарисовано, туда хлынули запорожцы Я. Потоцкого, причем безо всяких брешей – просто залезли по лестницам на стену, где в это время никого из защитников не было.
      И батареи Вайера там тоже никакой не было, осадные пушки с запада стояли.

  2. Editor

    Ну как же не предок:
    1. Родом она из Барановичей, т.е. из бывшей Речи Посполитой.
    2. «Ещё один из предков, по словам В. Новодворской, был мальтийским рыцарем и служил Польше. Приезжал с посольством от короля Сигизмунда III в Русское царство в Смутное время просить корону для королевича Владислава IV».
    3. «Валькирия как-то хвасталась своим происхождением от польского “графа Новодворского”. Сей благородный муж был на самом деле, правда не граф, а мальтийский кавалер и главный сапер-подрывник (!) Победоносной Армии Свободы и Демократии под командованием ЕКВ Сигизмунда Третьего, короля польского и великого князя литовского, русского, прусского, мазовецкого и иных, короля шведов, готов и вандалов, покорителя и победителя дикой имперского-шовинистической расейской сволочи. 
    Именно пан Бартоломей Новодворский в 1612 г. засунул бомбу в канализационную трубу (!) в стене Смоленска, в результате чего Светлые Рыцари ворвались в оплот мерзостного тоталитаризма, фашизма и мракобесия». 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.