Это следует из того, что:
1. В 863 году на Руси не существовало летописания: считается, что первый русский летописец Нестор родился в середине XI века (~ 1056 г.), т.е. почти через 200 лет, а первая русская летопись «Повесть временных лет» датируется началом XII века (1-я ред.: ~1110-1118 гг.), т.е. примерно через 250 лет.
2. В 863 году на Руси еще не существовало и письменности: в эти годы «солунские братья» Кирилл и Мефодий еще только завершали свой алфавит, причем, надо заметить, делали это они не на Руси и не для Руси.
А на Русь письменность практически пришла только вместе с крещением, в конце X века — т. е. не менее, чем через ~130 лет.
Есть и еще некоторые факультативные замечания, льющие воду на мельницу сабжа:
3. По данным и «Повести временных лет» (созд. XII в.), и «Устюжского свода – Архангелогородского летописца» (созд. XVI-XVII вв.) Аскольд и Дир никак не могли проплывать мимо Смоленска в 863 году, поскольку они отплыли из Новгорода уже позже – соответственно, в 864 или 865 году, вскоре после смерти Синеуса и Трувора.
Впрочем, на фоне п.1 и п.2 это уже совсем малозаметные мелочи.
4. Да и вообще – именно «мимо» Смоленска по Днепру Аскольду и Диру проплывать было весьма проблематично, т.к. торный путь из варяг в греки по Ловати, Западной Двине и Каспле с волоком в Купринское озеро выходил в Днепр ниже даже Гнездовского городища, не говоря уже о Смоленске.
5. То, что в 863 году Смоленск был «град велик и мног людьми» — это тоже очень даже вряд ли, что бы под «Смоленском» не подразумевать – на месте нынешнего Смоленска археологи до сих пор только «мечтают выйти на напластования X века» (В. Петрухин), и даже в Гнездове «IX века ощутимого, настоящего мы здесь пока не находим» (Т. Пушкина).
Таким образом, юбилейная дата «863 год» является чисто условной и в таком качестве ее и нужно принимать — не обинуясь на всякие там якобы древние первые упоминания.
P.S. Кстати, и мнихов, которые здесь на картинках, тоже на Руси в 863 году не было, и еще 100 с лишним лет не предвиделось – ох, прав был булгаковский Воланд. 🙂
Поделиться ссылкой:
Не поняла – а Воланд к этому какое отношение имеет?
Тутэйшая, ну как же какое отношение – летописания нет, письменности нет, культурных слоев 9-го века нет, монахов — и тех нет.
Вот и вспоминается воландовское « …что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!»
Однако ж, обратите внимание, при всем при том первое упоминание в летописи в 863 году – есть!!! 🙂
Спасибо!
Уведомление: Летопись Устюжская, нач. XVI в. (библиотека ИРЛИ РАН). | Старый Cмоленск