Александр Школьников. Впервые в небе Смоленска. К 95-летию первого полета самолета над Смоленском. «Смоленск», №6(86), июнь 2006 г.; стр.39-41.
«Первый показательный полет самолета в небе Смоленска жители нашего города увидели летом 1911 года. …».
Воспоминание смоленского старожила Ф. Колесникова, опубликованное в смоленской областной газете (“Рабочий путь” 17 августа 1963 г., промышленный выпуск), отодвигает первый полет авиатора Васильева к 1908 году.
Начав, как полагается, за здравие авиации вообще, автор примерно с трети повествования переходит к самому интересному и волнующему.
….«Было это в 1908 году, в начале лета, как раз в церковный праздник Вознесения. В этот день происходила ярмарка на Молоховской площади (теперь — площади имени Смирнова). Помню, как я, тогда еще подросток, расхаживал с товарищем между ларьками и подводами. Вдруг началось какое-то движение. Все бежали к Молоховским воротам.»
….Цитаты из статьи Александра Школьникова.
«Авиатор Васильев выполнил свой полет над Смоленском 23 июня 1911 года. Так утверждает газета “Смоленский вестник”. А вот был ли это действительно первый полет самолета в Смоленске? Тщательно изучив немалое количество старых изданий, архивных материалов и других источников, сведений о других полетах на Смоленщине в 1911 году (как и до 1911 года) автору разыскать не удалось. »
….«А. А. Васильев в Смоленске вообще больше не летал.»
….Похоже, “Смоленский вестник” запечатлел не первый, а последний полет Васильева в Смоленске.
Однако, смоленский краевед Сергей Малахиевич Яковлев в отношении воспоминаний Ф. Колесникова категоричен.
Яковлев С. М. Копилка старого смолянина. – Смоленск: Свиток, 2008. – 336 с., ил.
«К сожалению, автор живо изложенных воспоминаний указал ошибочно дату события: авиатор А.А. Васильев летал в Смоленске не в 1908 году (тогда в России авиаторов-то еще не было!), а 10(23) июня 1911 года.»
Дополнено 27.07.2015 г. (3)
«… (1911) в г. Смоленске состоялся первый полет самолета на ипподроме за Молоховскими воротами».
«.Июнь:
25 – 100 лет назад (1911) в г. Смоленске состоялся первый полет самолета на ипподроме за Молоховскими воротами. Пилотировал самолет А. А. Васильев, один из первых русских авиаторов. (Рабочий путь. – 1996. – 24 мая. – С. 9)».
Источник:
“Знай и люби свой край”, библиографический указатель, 2011 г., Памятные даты, стр. 26.
Дополнено 28.07.2015 г. (4)
Смоленский краевед Валерий Евдокимович Гречишников (1944-2007).
Смоленский календарь. Газета “Рабочий путь” от 24 мая 1996 г.
«25 мая 1911 года на смоленском ипподроме состоялся первый в городе полет самолета. Пилотировал аэроплан один из первых русских авиаторов Александр Алексеевич Васильев.»
Дополнено 05.08.2015 г. (5)
О первом полете авиатора А.А. Васильева 1911 г. (из более ранней публикации совсем еще не старого смолянина без копилки).
. Первые полеты в Смоленске.
С. Яковлев, краевед. «Рабочий путь», 22 ноября 1973 года.
.
Дополнено 30.06.2016 (6)
Через месяц после полета в Смоленске авиатор А.В. Васильев победил в перелете Петербург — Москва
«… Перелет Петербург – Москва почти окончен. Он вышел неудачным даже для первого раза. Из 12-ти записавшихся на него авиаторов трое совсем отказались от полета, трое разбились, один разбил свою машину, четверо застряли на промежуточных станциях и лишь один г. Васильев благополучно достиг цели и прилетел в Москву на второй день после отлета из Петербурга. …».
Источник: “Газетные старости”: Смоленск, 1902-1915 > “Перелет Петербург – Москва … “Кровавый перелет»
См. также:
Первые полёты в Смоленске: С. М. Древницкий и Я. Мей (1893), А. А. Васильев (1911), А. М. Габер-Влынский, Г. В. Алехнович (1912)
Первый полет над Смоленском: Станислав Древницкий и Янина Мей, 25 июля 1893 г.
Поделиться ссылкой:
Добавлено воспоминание смоленского старожила Ф. Колесникова о первом полете авиатора А. Васильева в Смоленске 22 мая 1908 (по старому стилю).
http://www.crkvenikalendar.com/datumru-1908-6-4
Коллега, а не погорячился рабочепутейский старожил с 1908-м годом – вот в Инете от “примитивной Вики” (c) и до якобы “Советской военной энциклопедии”, утверждают, что означенный А. Васильев получил диплом авиатора в школе Блерио только в сентябре 1910 года?
Коллега, все может быть, конечно.
А как Вы полагаете, тогда с авиацией было также строго как сегодня с ездой на авто без прав? То есть диплома нет, к самолету не подходи.
По моему мнению, диплом в данном случае просто подтверждал класс и давал какие-нибудь привилегии. Типа статус профи.
По поводу плохой памяти старожила, на мой взляд в его пользу говорит Вознесение. Оно в 1908 и 1911 годах не совпадает. А “Смоленский вестник” приводит точную дату полета.
“А как Вы полагаете, тогда с авиацией было также строго как сегодня с ездой на авто без прав? То есть диплома нет, к самолету не подходи”.
Полагаю, что подойти-то, вероятно, было можно, а вот проводить показательные полеты без соответствующего докУмента вряд ли.
“По моему мнению, диплом в данном случае просто подтверждал класс и давал какие-нибудь привилегии. Типа статус профи”.
Ну да, в том числе, ИМХО, и давал право распоряжаться летательным аппаратом стоимостью, ЕМНИП, 45 тыщ рублёв и на нем порхать над значительными скоплениями людей.
“По поводу плохой памяти старожила, на мой взляд в его пользу говорит Вознесение”.
А на мой взгляд, как раз наоборот – он пишет, что дело было летом, а Вознесение, как Вы пояснили, в 1908 г. было 22 мая [а по моей арихметике летом (по старому стилю) оно бывает вообще крвйне редко и то только в самых-самых первых числах июня].
Впрочем, спорить особо упёрто не берусь, но не исключаю, что дополнительную ясность мог бы внести тот же “Рабочий путь”, но уже за 24 мая 1996 г.
“РП” за 24 мая 1996 г. поищем. А пока – мнение С. М. Яковлева. Дополнение от 27.07.2015 г. (2).
И ссылка на церковный календарь июня 1911 г. – http://www.crkvenikalendar.com/datumru-1911-6-10
10 июня – Троицкая родительская суббота,
11 июня, воскресенье – День Святой Троицы. Пятидесятница.
12 июня – День Святого Духа.
Не мудрено, спустя десятилетия, дедушке Колесникову было перепутать церковные праздники.
По моим личным ощущениям, Троицу и Духов день, в отличие от Вознесения, не шибко идейные из смолян исподволь отмечали и в безбожные годы Советской власти.
Ну, а как же – отмечали, конечно, и безо всякого этого “исподволь”.
По полу т.н. явер разбрасывали для приятного запаха, да и пищалки из него делать можно было с минимумом трудозатрат.
И прочий приличествующий двунадесятому празднику антураж – это уж само cобой, как положено. 🙂
Однако, по сабжу: право организовывать показательные полеты на аэропланах действительно имели только дипломированные авиаторы, о чем есть прямая инфа в сети. Так что в первых двух абзацах моего предыдущего коммента всякие ИМХО и т.п. по этому поводу прошу считать необязательными мелизмами стиля.
Дополнено ссылкой на Библиографический указатель – 2011 г.
Добавлена строчка из “Смоленского календаря” В. Е. Гречишникова. Публикация 1996 г.
По какой-то причине дата полета сдвинута на 2 дня.
Дополнено фрагментом публикации в РП-221173.
Дополнено ссылкой на публикации об участии А.В. Васильева в перелете Петербург – Москва.