С. Г. Козлов-Струтинский об униатстве в русско-белорусском пограничье – в т. ч. на Смоленщине.

    С. Г. Козлов-Струтинский: Греко-католическая церковь в регионе русско-белорусского пограничья (современные Псковская и Смоленская области) в конце XVII — первой трети XIX в. Попытка обобщения данных.
    «Настоящая статья — всего лишь краткая предварительная зарисовка истории унии [1] в регионе российско-белорусского пограничья. … Материалы, на которые опирается автор, — в основном архивного происхождения  ….

    После учреждения Смоленской греко-католической архиепархии (формально 6 мая 1625 г.[6]) интересующие нас местности оказались в юрисдикции ее архиерея. Первый греко-католический владыка, архиепископ Сергий, бывший православный архиепископ Смоленский, принял, по крайней мере формально, унию, о чем свидетельствует данный ему привилей Сигизмунда III (20 марта 1621 г.). Правда, большой активности в направлении распространения унии он также не предпринимал (и местные православные продолжали считать его своим архипастырем), тем не менее, первые сторонники унии были в Смоленске уже в 1611 и 1614 гг.[7]

    При Сергии и его преемнике Льве Кревзе (одним из лучших полемистов своего времени) вверенная им епархия находилась в довольно трудном положении … Греко-католическая епархия и ее деятельность расценивались Речью Посполитой как фактор второго плана, а основное внимание было сконцентрировано на миссии римского обряда. …
    Несмотря на вышеперечисленные трудности, распространение унии постепенно приобретает более заметные масштабы. … Весной 1627 г., когда Лев Кревза служил первую литургию в кафедральном соборе, около ста священников, присутствовавших на ней, торжественно признали его своим пастырем. … в конфессиональном отношении население города делится на римо-католиков (шляхта и часть мещан), униатов (по большей части мещане) и православных (часть шляхты и крестьяне); крестьяне-униаты были немногочисленны [19].

 

 

 

 

 

.

 

.
.
Смоленцы открывают ворота Алексею Михайловичу

    В 1654 г. — после сдачи Смоленска и занятия московскими войсками большей части Великого княжества Литовского — православие быстро вернуло себе положение единственного исповедания местного населения. …
    Примечания (243)». 

    Источники:
    1. Беларуская Смаленшчына > Греко-католическая церковь в регионе русско-белорусского пограничья …, опубликовано 18.05.2013.
    2. Другой Смоленск > Про “униатство” на Смоленщине и в районах Восточной Белоруссии в 17-19-х веках > Греко-католическая церковь в регионе русско-белорусского пограничья …, June 5th, 2013.

    См. также:
Б. Н. Флоря: Положение православного населения Смоленщины в составе Речи Посполитой

Поделиться ссылкой:

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *