«Смоленск стоит в ряду древних городов России. Он был у истоков русской государственности, письменности, культуры. Однако здесь на протяжении многих веков бок о бок с русскими жили белорусы, евреи, латыши, поляки, цыгане, немцы и др. При этом еврейская диаспора занимала среди них первое место. Идиш на Смоленщине был вторым после русского языком общения. Несомненно, евреи Смоленщины внесли достойный вклад в экономику, культуру, историю этого края.
Дату первого появления евреев-купцов в Смоленске некоторые историки относят к X – XI вв. в источниках этого времени упоминается об основании пристани на Днепре под названием «Козары», где останавливались еврейские купцы («хозары», «козары»). …”.
Из истории смоленских евреев, Смоленский еврейский общинный центр “Бейт Малкин”.
….« … Оставляя в стороне сообщения о единичных появлениях евреев-купцов в Смоленске в XI – XV вв., говорить об их истории приходится с 1611 г. После взятия города польский король Сигизмунд III подтвердил сохранение Магдебургского права и оговорил в грамоте, что евреям и татарам запрещается жить в Смоленске и его предместьях, «ни же торговать, кроме ярмонков и торжищь». Но вскоре евреи возвратились обратно. По раввинской истории в 1616 г. в Смоленске проживало около 80 евреев, которые имели свой кагал. …
….Несмотря на то, что Смоленская губерния лежала за пределами черты оседлости, на протяжении следующих столетий численность евреев здесь растет: 1858 г. – 1176 человек, 1880-1881 гг. – 2474, 1897 – 11 185. В 1907 г. в одном Смоленске проживало 5420 евреев, в 1909 г. эта цифра выросла до 6004 человек, в 1914 г. они составляли около 10% от 70 711 жителей Смоленска. …
.
… В одном Смоленске в начале ХХ в. было 6 иудейских молитвенных домов и 3 синагоги. …В начале ХХ в. в Смоленске работало пять частных еврейских религиозных школ, мужское общественное училище «талмуд-торы», женская школа грамоты, общинная школа, частная школа общества родителей, еврейская библиотека. …
Примечания (19) …».
Дореволюционная история еврейской общины г. Смоленска, Татьяна Лызлова, кандидат исторических наук, доцент кафедры общественных наук филиала ФГБОУВПО «РГУТиС» в г. Смоленске // «Край Смоленский» -Духовная жизнь, №2, 2012 г., стр.5-9, илл. 5.
И. Орловский, Краткая география Смоленской губернии, 1907 г., стр.63.
.
.
….«… В годы Первой мировой войны в Смоленск прибыло большое число евреев, бежавших или выселенных из прифронтовой полосы, в частности, из Латвии. В последующие годы численность еврейского населения города продолжала расти и к 1926 г. достигла 12 887 человек (16,2% всего населения). …».
….Смоленск в Электронной еврейской энциклопедии
«До Великой Отечественной войны еврейская община на Смоленщине была одной из самых многочисленных и зажиточных в России. На территории Смоленской области перед войной проживало по приблизительным оценкам около 63 тысяч евреев, а в большинстве местечках вторым разговорным языком был идиш. …».
Путеводитель по еврейским местам Смоленщины
Дополнено 18.05.2015 г. (1)
….«… Еврейская диаспора всегда была самой многочисленной на Смоленщине. По переписи 1897 г. численность еврейского населения в Смоленской губернии составила 11.185 человек. Евреи селились компактными группами. Основными районами поселения были Смоленский и Рославльский уезды. По данным переписи 1897 г. основная их масса осела в торговых городах (7.330 человек), сельские же евреи предпочитали селиться общинами в небольших местечках (3.855 человек).
….В России никогда не существовало классического гетто в форме закрытого пространства, населенного только евреями. Но практически, в каждом городе, где имелось еврейское население, были традиционные еврейские районы. Например, в самом Смоленске евреи расселялись в зависимости от рода занятий. Евреи-ремесленники проживали в самых бедных и грязных районах города (Ямской, Петропавловской, Рачевской и Свирской слободах), приказчики и служащие снимали квартиры в Солдатской слободе, рядом с центром города. Представители свободных профессий (врачи, дантисты, адвокаты) и богатые купцы жили еще ближе к центру Смоленска. …».
….Местечковая проблема на Смоленщине в конце ХIХ – первой трети ХХ века, Лызлова Татьяна (Смоленск) // «Корни», №26, стр. 129-138.
….См. также: Смоленская хоральная синагога (нач. XX в.)
Дополнено 31.01.2017 (2):
Еврейское предпринимательство в Смоленске. Стерлягов Анатолий Александрович, проректор по научной работе, к.т.н., проф.
«… В период бурного развития предпринимательства, в первую очередь промышленного, в 1880-е годы в Смоленске было 34 тыс. жителей, из них около 3 тысяч евреев. В 1909 году в Смоленске было 64 тыс. жителей, из них евреев – более 6 тысяч человек. Евреи − четвертая по численности нация в Смоленской губернии. … По данным переписи 1997 года большая часть еврейского населения проживала в городах. … В Смоленске было шесть иудейских молельных домов и три крупные синагоги. Третья, Хоральная синагога была построена в начале XX века в центре города на собранные евреями деньги. …»..
….Источник:
Смоленский институт бизнеса и предпринимательства > Литературно-публицистический журнал «Блескавица» > №16 Июль 2014 > Из истории смоленского предпринимательства > Стерлягов А. А. Еврейское предпринимательство в Смоленске; стр. 43-48.
Посмотреть, скачать файл: blesk16_9.pdf, 453,5 KiB.
См.также темы:
Стерлягов Анатолий Александрович (Смоленский гуманитарный университет)
Анатолий Стерлягов: Названия улиц как историческое наследство.
Дополнено 30.04.2019 (3):
“Въ 1906 г. числилось купцовъ первой гильдiи 59 лицъ, изъ нихъ 4 христiанина и 55 евреевъ, …”.
ШИсточник:
Иллюстрированный путеводитель по г. Смоленску, В.И. Грачев, 1908г., IX. Торговля и промышленность, стр. 25-26.
….См. также:
Всесоюзная перепись населения 17.12.1926 г., краткие сводки: Смоленская губерния. Смоленск в Электронной еврейской энциклопедии.
Смоленская хоральная синагога (нач. XX в.).
Национальный состав Смоленской губернии в 1-й половине 1920-х гг.
И. Орловский, Краткая география Смоленской губернии, 1907 г.
А. Ильюхов, Е. Колб: Предприниматели Смоленщины, нач. XX в. (1901-1914 гг.)
“План города Смоленска. На 1000 родившихся умирает: …” – статистика по приходам, 1881 г.
(Продолжение следует)
Поделиться ссылкой:
Дополнено фрагментом из статьи Т. Лызловой в ж. “Корни”.
Дополнено ссылкой на журнал СИБП «Блескавица».
מזמור שיר חנוכת הבית: נחנך המרכז היהודי בסמולנסק
http://www.shturem.net/index.php?section=news&id=59065
http://www.shturem.net/images/news/59065_news_24092012_27974.jpg
“Древние летописные свидетельства фиксируют появление еврейских купцов на территории нынешней Смоленской области уже в X-XI веках. Эти упоминания связаны с основанием на Днепре в районе Смоленска пристани «Козары», использовавшейся как перевалочный пункт на торговом пути «Из варяг в греки», который связывал бассейны Черного и Балтийского морей. Само название пристани созвучно со словами хазары или козары, как называли евреев в то время. При этом еврейская диаспора занимала среди них первое место. …”.
Еврейский Смоленск, часть 1: XVII век. Другой Смоленск — История. Добронрава Любимова. 08июн2017.
Дополнено ссылкой на путеводитель В.И. Грачева, 1908 г., стр.25, 26.
Черта оседлости.
“… Губернии входившие в черту оседлости:
… Евреи также составляли больше 1% населения во всех уездах Курляндской губернии, в Рижском, Валкском, Новгородском, Торопецком, Смоленском, Рославльском, Брянском, Харьковском уездах и Ростовском округе Области Войска Донского, а также во многих уездах Сибири. …
Фактически черта оседлости прекратила существование 19 августа 1915 года …
Черта оседлости была отменена Временным правительством после Февральской революции, …”.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Черта_оседлости