По крайней мере еще в 1950-х годах (до появления «Десны», «Днепра» и т. п.) в присмоленских, типа, каботажных 🙂 , водах по Днепру ходил не маленький по нашим местам пассажирский пароходик «Припять» – еще колесный, т. е. с плицами.
Его утреннее причаливание к пристаньке чуть выше Старого моста (там даже сарайчик какой-то был, типа – речной вокзал) сопровождался массовым прибытием женщин с бидонами, ведрами, корзинами и др. подобным, отнюдь не порожним, торгинвентарем – тек людской ручеек вдоль берега к мосту, а потом на Заднепровский рынок.
….Источник:
Смоленский форум > Вехи > Судоходство по Днепру > Недоумевающий, 22 май 2009, 16:57
«… Я сам там неоднократно купался (и рыбу удил), а также “отплывал” оттуда два раза – на “Припяти” (еще колесной) и на “Десне”. …».
.
Имеется ли еще какая инфа об этом плавсредстве — публикации, фото, нарративы современников и пр.?
Дополнено 14.08.2015 г. (1)
Кое-какая инфа есть – вот здесь “Припять” упоминается:
« …На речном участке от Лопина до Сырокоренья пассажиров перевозили отремонтированные пароходы «Октябренок» (80 пассажирских мест) и «Припять» (132 места). Для удобства горожан были организованы две лодочные переправы через Днепр (на Рачевке и ниже пристани), работавшие с 6 часов утра до 10 часов вечера. Подобные переправы действовали в Сырокоренье и Катыни. …».
….Людмила Рыжикова, По воде аки посуху. «Смоленская неделя», №12 (74), 01.04.2011.
Дополнено 02.09.2015 г. (2).
Колесный пароход «Припять» в навигации 1945 г.
.
.
.
…Источник:
“… Все судьбы в единую слиты …”: Смоленск в 1941-1943 гг. (по рассекреченным архивным документам)., стр. 58-59.
Пристань у Старого моста, 1945 г.-1970-е гг.
/
….Источники:
….Смоленск. Справочник-путеводитель. 1960 г.: 12. Справки, стр. 250, 255.
….Смоленск. Справочник-путеводитель, 1963 г.: 10. Справки . Оглавление, стр. 248, 254.
….Смоленск. Путеводитель. 1965 г.: 7. Справочный раздел, стр. 231.
.
….Источники:
1. Водный транспорт > Фотографии, добавленные 20 апреля 2013 г.:
«… Река Днепр, Смоленск, Пристань прогулочных теплоходов. Фотооткрытка Прислал ПАССАТ. …
Река Днепр, Смоленск, Фотоальбом “Смоленск”, издательство “Планета”, Москва, 1963. Примерно 1962 г. Прислал Сабский …».
2. FunFix > Каддафи убили из-за воды, а не нефти; комментарий mikl2zub, 2011-12-19 09:10:04 «Немного про речки в России. …»
3. Юбилейный фотоальбом к 1100-летию Смоленска на сайте “Smolmir”
Дополнено 15.09.2015 г. (3)
Пароход «Октябренок», который вместе с «Припятью» открывал послевоенную пассажирскую навигацию в 1945 г.
Оригинал: 1280×820 px, 212,7 KB
Оригинал: 1280×791 px, 237,4 KB
….Источник:
ВКонтакте – Другой Смоленск: 54 фотографии Смоленска 1961 г.
….Однако, в путеводителя 1960 г. (см. выше ссылку на стр. 255, «Маршруты…») «Октябренок» не упоминается 🙁
….См. также:
PastVu: “Теплоход на Днепре. 1973” и список ссылок по истории пароходства в Смоленске. Смоленский форум > Вехи Судоходство по Днепру
Поисково-исторический форум SmolBattle > История Смоленска > Пароходство в Смоленске
Дополнено 17.04.2019 (4), к комментарию Николай 13.04.2019 в 23:17
Николай: “Названия парохода не помню …”.
1. Editor: «… еще в 1950-х годах …».
Николай: «Это были 50-е годы».
2. Editor: «… по Днепру ходил немаленький по нашим местам пассажирский пароходик «Припять» – еще колесный, т. е. с плицами».
Николай: «… запомнилось, что это был большой колёсный пароход».
3. “…Все судьбы в единую слиты …”: « …на речном участке от Лопина до Сырокоренья пассажиров перевозили отремонтированные пароходы «Октябренок» (80 пассажирских мест) и «Припять» (132 места)».
Николай: «Мы высаживались в Сырокоренье …».
Смоленская область. Окрестности Смоленска, масштаб 1 : 200 000.
Карта составлена и подготовлена к изданию в 1993 году. Роскартография. Москва. 1994.
4. “… Все судьбы в единую слиты …”: « … были организованы две лодочные переправы … Подобные переправы действовали в Сырокоренье и Катыни. …».
Николай: «Мои бабушка и дедушка жили в деревне Алексеевка»; «… а затем переправлялись на лодке на другой берег».
.
Т.е., все сходится – похоже, что это была-таки именно “Припять”.
[Тем более, что-то не припоминается «Октябренок» в 1950-х – ни зрительно, ни на слух. 🙁 Да и разве колесный он был (см. фото в Доп.3)? 🙂 ]
(Продолжение следует)
Поделиться ссылкой:
Дополнено ссылкой на упоминание о “Припяти”.
Дополнено ссылками на источники о навигации 1945 г. и о пристани выше Старого моста.
Дополнено двумя фото парохода «Октябренок».
Судоходство на Днепре в период с 1945 по 1978 года. Модели теплоходов. Другой Смоленск – История. 01 мар 2018. Добронрава Любимова. Комментарии (2).
“Навигация победного 1945 года началась в Смоленске рано – 3 апреля. На участке Днепра протяженностью 141 км трудяги-пароходы тянули баржи с грузами и лесом, буксировали плоты, подвозили торф из Гусина.
Прохождение судов в черте Смоленска ещё затруднялось неубранными металлическими фермами под высоководным городским мостом по Большой Советской, остатками свай низководных мостов у ликёро-водочного завода и «базарного съезда». На речном участке от Лопина до Сырокоренья перевозили пассажиров отремонтированные пароходы «Октябренок» (80 пассажирских мест) и «Припять» (132 места). …”.
OK.RU – Смоленск – Колёсный пассажирский пароход “Припять!” на Днепре.
https://ok.ru/smolenskgu/topic/66063245254680
На этом фото, увы, не “Припять”. 🙁
Мои бабушка и дедушка жили в деревне Алексеевка. Названия парохода не помню , запомнилось, что это был большой колёсный пароход. Мы высаживались в Сырокоренье , а затем переправлялись на лодке на другой берег. Это были 50-е годы. Последний раз моё путешествие на этом пароходе было в 1953 году.
Дополнено ответом на комментарий от 13.04.2019.