Так чем же знаменита гравюра Георга Келлера?

keller_sg-1500….На стр.18 уже упоминаемого ранее юбилейного спецвыпуска «Смоленской газеты» помещено прилагаемое здесь изображение с надписью «Знаменитая гравюра Келлера с видом на Смоленск. 1610 год». А страницей ниже сообщается, что эта гравюра, “датируемая 1610 годом, была изготовлена в качестве иллюстрации для газеты Messrelationen («Ведомости»), выходившей во время ярмарки во Франкфурте”.

….Обратим внимание на дату – 1610 год, т.е., второй по календарю год Смоленской обороны 1609-1611 годов. И с датировкой некой другой картинки такими же цифрами мы уже несколькими постами ранее имели возможность обжечься – вместе с “гг. I. Дубицким и П. Толпыгою”. Но, прежде чем дуть теперь и на эту воду, посмотрим, что скажут об этой как-будто так уж и знаменитой картинке специально занимавшиеся этим вопросом люди.

….Вот известная уже здесь по публикации о первом изображении Смоленска доцент СмолГУ Юлия Грибер пишет:
“Затем появились три гравированных вида Смоленска, выполненные немецким художником Г. Келлером (один из вариантов плана Смоленска Г. Келлера два столетия спустя был выпущен в виде цветной открытки). …
Г. Келлер никогда не был в Смоленске и не мог нарисовать его с натуры. Однако гравюры подобного типа и не требовали от автора точности. Художник пользовался устными рассказами о самых основных приметах Смоленска, а именно: что он стоит на реке, имеет каменную крепость, рвы вокруг нее. Но художник не имел представления об архитектуре и рельефе местности. Изображение города дано с высокой южной точки, и город изображен в низине на ровном месте. Башни стены круглые, а здания все имеют западные готические черты. Это в целом вымышленный город. …”.

….Но не все так мрачно — есть мнения и совсем даже не исключающие конструктива:
“Келлер никогда не бывал в Смоленске и не наблюдал развитие военных событий. Для чего же нужны были эти гравюры? По традиции того времени подобные изображения представляли как бы газетный листок, который информировал о военных событиях между Россией и Польшей”.

….Или — из весьма часто цитируемой работы:
“В этом смысле особый интерес представляет гравированный вид Смоленска 1610 г., исполненный Г. Келлером и известный в трех вариантах (рис. 6-8)-А, Б и В (87, с. 9, 10). Несмотря на то что время изготовления гравюры определяется вариантом Б и датируется 1610 г., представленные на ней события относятся к более раннему времени – началу осады Смоленска. На это указывает изображение горящих моста через Днепр (сожжен 11 октября 1609 г.) и заднепровского посада. Кстати, в экспликации к варианту В гравюры под литерой «С» обозначено: “Предградие, которое Москвитяне сами подожгли и разрушили”. …
Хотя данный вид города носит условный характер, он представляет значительный интерес для реконструкции укреплений Заднепровья. По гравюре можно выделить три типа оборонительных сооружений. … (Н.В. Сапожников, Оборонительные сооружения Смоленска (до постройки крепости 1596-1602 гг.) // Русский город, РусАрх ).

Дополнено 16.07.2015 г. (1)
Смоленск Ф. Хогенберг 1612 г. (Келлер 1610 г.)
smolensk_f-hogenberg-1612_g-keller-1610_

 ….«Открыть фото в новом окне».
    Файлы: 5506318178.jpg, 1024×685 px, 147,9 KB; 5506318178_1.jpg, 1024×685 px, 147,9 KB; 5506318178_2.jpg 1024×570 px, 123,6 KB 

Дополнено 09.08.2015 г. (2)
Смоленск Ф. Хогенберг 1612 г. (Келлер 1610 г.)
продолжение.
….«Открыть фото в новом окне»:
hogenberg-keller-1_molotokhogenberg-keller-2_molotokhogenberg-keller-3_molotok

 

 

.

Дополнено 27.08.2015 г. (3)
«… гравированный вид Смоленска 1610 г., исполненный Г. Келлером и известный в трех вариантах …» (по Н.В. Сапожникову):
nv-sapozhnikov--smolensk-fortifications_russiancity-p70nv-sapozhnikov--smolensk-fortifications_russiancity-p73

 

Стр. 74 

nv-sapozhnikov--smolensk-fortifications_russiancity-p71

nv-sapozhnikov--smolensk-fortifications_russiancity-p72

.

nv-sapozhnikov--smolensk-fortifications_russiancity-p74

.

.
.

.

….Источник:
Н.В. Сапожников: Оборонительные сооружения Смоленска, стр. 70-74..

Дополнено 10.10.2015 г. (4)
К дополнениям 1 и 2: И все-таки — Келлер!
….Дело в том, что Георг Келлер умер в 1634-м, а Франц Хогенберг в 1590-м.
Так что, можно считать, что эти картинки здесь вполне в сабж.
….Однако, и с Хогенбергом оказалось не все так просто. Впрочем, это уже предмет для рассмотрения в другом посте, по открытию которого сообщим дополнительно.

(Продолжение следует)

Поделиться ссылкой:

 

Так чем же знаменита гравюра Георга Келлера?: 4 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *