…. Для предварительного ознакомления с сабжем см.:
1. Древний Мономахов собор в 1611-1674 гг.
2. Алексей Гурзов о католическом храмостроительстве в Смоленске.
3. А.И. Винокуров, Д.В. Бутеев, Сергеев В.Ю. ( СГИИ): Неофициальная топонимия … . Польский след.
Дополнено 26.11.2017 (1)
1. Древний Мономахов собор в 1611-1674 гг.:
….1.1. Л.С. Журавлева:
«… Когда Смоленск в 1611 году захватил Сигизмунд III, смолянами были взорваны пороховые склады возле собора и он пострадал. Но позже его отремонтировали на пожертвования все тех же смолян, и в нем отправляли православные службы. …
….Когда Смоленск в 1654 году вернули вновь Москве, архиепископ Филарет просил у царя средства на его ремонт. Однако 7 мая 1674 года стали древний собор разбирать, даже выломали бут и фундаменты. Новый храм заложили на месте старого, …».
….1.2. Prihod.ru > Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы г. Смоленск:
«…Только 3 июня 1611 года Смоленск был взят. Во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом была разрушена значительная часть собора – практически весь верх. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.
….После возвращения Смоленска Москве, была сделана попытка отстроить древний Мономахов собор, но ремонт был признан невозможным. В 1674-75 годах здание было окончательно разобрано. …».
….1.3. Н.Н. Воронин, П.А. Раппопорт:
«… Духом легенды или домысла отдаёт и распространённая в местной литературе версия о том, что в 1611 г. на развалинах древнего собора по повелению Сигизмунда III был якобы сооружён католический каменный костёл … Окончательно снимает эту версию давно опубликованная, но прошедшая мимо внимания историков грамота смоленского архиепископа (униатского – Ed.) Льва Ржевусского Льву Сапеге от 11 сентября 1627 г. …
….Из этого документа также ясно, что собор Мономаха-Ростислава вовсе не был превращён взрывом в руины, ни целиком, ни наполовину, и ещё в 1627 г. его можно было использовать. Не было, следовательно, и нового “каменного костёла”, якобы воздвигнутого на руинах древнего храма. …
….Следовательно, древний собор был укрыт на пожертвования смолян, и в 1627 г. встал вопрос об его использовании. … Таким образом, собор Мономаха-Ростислава выдержал встряску взрыва порохового погреба в 1611 г. и продолжал жить и после этой даты. …».
Дополнено 27.11.2017 (2)
Владислав Кононов, Что ни шаг, то история. “О чем говорит Смоленск”, №2(48) 13 февраля 2012 года / 1150 вопросов про Смоленск
….«764. Что говорит против версии использования древнего Мономахова собора в Смоленске в качестве костёла во время польского владычества первой половины XVII века?
….В польских условиях сдачи Смоленска от 15 марта 1611 года говорилось о неприкосновенности собора и других храмов «веры греческие». Древний собор был укрыт деревянным верхом на пожертвования православных смолян, и только в 1627 году встал вопрос о его использовании под костёл, что вызвало протест католического архиепископа Льва Ржевусского. В его письме от 11 сентября 1627 года дипломату Льву Сапеге говорится о том, что нельзя превращать в костёл «соборную пречистой Богородицы церковь, которая за 500 лет тому назад построена Владимиром Всеволодовичем», так как это было бы «великою обидою» для местных жителей, жертвовавших на его восстановление. Из этого же документа следует, что Мономахов собор не был превращён взрывом в руины и продолжал использоваться».
Дополнено 02.12.2017 (3)
2. Алексей Гурзов о католическом храмостроительстве в Смоленске (см. ссылку 2 выше).
….2.1. «… В 1636–1638 годах в Смоленске на Соборном холме был построен городской кафедральный костёл Пресвятой Девы Марии. …».
Дополнено 04.12.2017 (4)
3. А.И. Винокуров, Д.В. Бутеев, Сергеев В.Ю. ( СГИИ): Неофициальная топонимия … . Польский след (см. ссылку 3 выше).
«С именем Сигизмунда III связан ещё один неофициальный топоним – Сигизмундов костёл [8, 83]. Так называли католический храм XVII в., располагавшийся на Соборном холме. Судьба этого строения отражена в двух приведённых ниже и противоречащих друг другу описаниях.
….«<…> Был разрушен православный собор и на месте его, по повелению Короля, был построен католический собор и дом для епископа. Католический собор уступал по великолепию прежнему православному и притом был невелик. По возвращении Смоленска под власть России, католический собор был обращён в православный; но в этом виде он не соответствовал своему назначению, вследствие чего архиепископом Филаретом (1658-1669) он был разобран» [4, 15-16].
….«В отношении кафедрального городского костёла во имя Пресвятой Девы Марии, построенного в 1636-1638 гг. при первом католическом епископе Петре Парчевском, известно, что он располагался на месте бывшего архиерейского двора на соборном холме и был разобран одновременно с древними стенами ветхого Успенского собора в 1675 году» [3, 51]».
Дополнено 16.12.2017 (5)
2.2. (к Доп.3 от 02.12.2017)
«В частности, с 03:50 сообщается, что в 1636-1654 гг. в Смоленске существовало три кафедры: православная, греко-католическая и римско-католическая, и тогда же на Соборном дворе была выстроена деревянная, на высоком каменном подклете, католическая церковь – самостоятельный кафедральный католический храм, просуществовавший до 13 июля 1675 года, когда он был разобран одновременно со старым Успенским собором».
….См. также:
Письмо смоленского униатского архиепископа Льва Кревзы-Ржевус(с)кого виленскому воеводе Льву Сапеге с просьбой о необращении смоленского собора в католический костёл, 11.09.1627.
“Краткий хронологический очерк истории города Смоленска …”, 1888 г.
(Продолжение следует)
Поделиться ссылкой:
Дополнено фрагментами из первой ссылки.
Дополнено ссылкой на journal.smolensk-i №2(48).
Дополнено ссылкой на journal.smolensk-i №20(88).
Дополнено ссылкой на http://old-smolensk.ru/?p=33652
Дополнено ссылкой на пост http://old-smolensk.ru/?p=5029