Упоминания Смоленска в первой русской летописи.

    ПовЂсть временныхъ лЂтъ черноризца Федосьева манастыря Печерьскаго, откуду есть пошла Руская земля и хто в ней почалъ пЂрвЂе княжити [и откуду Руская земля] стала есть.

radzivilovskaya_undated    ” <…> И по сей братьи почаша дЂржати родъ ихъ княжение въ Поляхъ; а въ Деревляхъ свое, а Дрьговичи свое, а СловЂне свое въ НовъгородЂ, а другие на ПолотЂ, иже и ПолочанЂ. Отъ сихъ же и Кривичи, иже сЂдять на верхъ Волгы, и на вЂрхъ Двины, и на вЂрхъ ДнЂпра, ихъ же и городъ есть СмолЂнескъ: туда бо сЂдять Кривичи. Таже сЂверо отъ нихъ, на БЂлЂозерЂ, сЂдять ВЂсь, а на Росто†озерЂ Меря, а на КлещинЂ озерЂ сЂдять МЂря же: а по ОцЂ рЂцЂ, кде втечеть въ Волгу, языкъ свой Мурома, и Черемиси свой языкъ, и Мордва свой языкъ. Се бо токмо СловЂнескъ языкъ въ Русі: Поляне, Деревляне, Новъгородьци, Полочане, Дьрьговичи, СЂверо, Бужане, зань сЂдять по Бугу, послЂ же Волыняне. І се суть инии языцЂ, иже дань дають Руси: Чюдь, Весь, Меря, Мурома, Черемись, Мордва, ПЂрмь, Печера, Ямь, Литва, ЗимЂгола, Корсь, Норома, Либь; си суть свой языкъ имуще, отъ колЂна Афетова, иже живуть на странахъ полунощныхъ. <…>”.
    (На иллюстрации фрагмент Радзивиловской летописи с текстом: “Отъ сихъ же и Кривичи, иже сЂдять на верхъ Волгы, и на вЂрхъ Двины, и на вЂрхъ ДнЂпра, ихъ же и городъ есть СмолЂнескъ:”).

    “В лЂто 6360, индикта 15, … <…>
    В лЂто 6369.
lavrentievskaya_860-865
    В лЂто 6370 (862 г.). И изгнаша Варягы за море, и не даша имъ дани, и почата сами в собЂ володЂти; и не бЂ в нихъ правды, и въста родъ на родъ, и быша усобицЂ в нихъ, и воевати сами на ся почаша. И ркоша: «поищемъ сами в собЂ князя, иже бы володЂлъ нами и рядилъ по ряду, по праву». Идоша за море к Варягомъ к Руси,— сіце бо звахуть ты Варягы Русь, яко се друзии зовутся Свее, друзии же Урмани, Аньгляне, инии Готе,— тако и си. Ркоша Русь Чюдь, СловенЂ, Кривичи и Всь: «земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нЂтъ; да поидете княжить и володЂть нами». И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собЂ всю Русь, и придоша къ СловЂномъ пЂрвЂе и срубиша городъ Ладогу, и сЂде старЂйший в ЛадозЂ Рюрикъ, а другий Синеусъ на БЂлЂозерЂ, а третЂй Труворъ въ ИзборьсцЂ. И отъ тЂхъ Варягъ прозвася Руская земля. По дъвою же лЂту умре Синеусъ и братъ его Труворъ, и прия Рюрикъ власть всю одинъ; и пришедъ къ Ильмерю и сруби городъ надъ Волховомъ, и прозваша и Новъгородъ, и сЂде ту княжа и раздая мужемъ своимъ волости, и городы рубати, овому Полътескъ, овому Ростовъ, другому БЂлоозеро. И по тЂмь городомъ суть находницЂ Варязи; пЂрвии населницы в НовЂгородЂ СловенЂ, и в ПолотьскЂ Кривичи, Росто†Меряне, на БЂлЂозерЂ Весь, МуромЂ Мурома, и тЂми всЂми обладаше Рюрикъ. И бяста у него два мужа, не племени его, Асколдъ и Дирдъ, по боярина, и та испросистася къ Царюграду с родомъ своимъ. поидоста по Дънепру, идучи мимо, и узрЂста на горЂ городокъ и въспрошаста, ркуще: «чий се городъ»? Они же ркоша: «была суть три братья, Кий, Щекъ, Хоривъ, иже сдЂлаша городъ сий, и изъгыбоша, а мы сЂдимъ роды ихъ и платимы дань Козаромъ. Асколдъ же и Диръ остаста въ городЂ семъ, и многы Варягы съвокуписта; и начаста владЂти Польскою землею. Рюрику же княжящю в НовЂгородЂ.
    ЛЂто 6371 (863 г.).
    ЛЂто 6372.
    ЛЂто 6373.
(На иллюстрации фрагмент текста Лаврентьевской летописи  с 860 по 865 годы).
    

    ЛЂто 6374. Иде Асколдъ и Диръ на ГрЂкы, … <…>
    В лЂто 6389.
    В лЂто 6390. Поиде Олгъ, премъ вои свои многы, Варягы, Чюдь, СловЂны, МЂрю, Весь, Кривичи, [и приде къ Смоленску и с Кривичи] и прия городъ Смольнескъ, и посади в немъ мужь свой. Оттуда поиде внизъ, и прищедъ взя Любечь, и посади мужь свой. И придоста къ горамъ Киевьскымъ, и увидЂ Олгъ, яко Осколдъ и Диръ княжита, и похорони вои въ лодьяхъ, а другыя назади остави, а самъ приде нося Игоря молода. И приступль подъ Угорьское, похоронивъ вои свои, и посла къ Асколду и Диру, глаголя: «яко гостье есмы, идемъ въ ГрЂкы отъ Олга и отъ Игоря княжичича; да приедета к роду своему к намъ». Асколдъ же и Диръ придоста; и выскакаша вси из лодЂй, и рече Олгъ къ Асколдови и Дирови: «вы ни князя, ни роду княжя, но азъ есмь роду княжа», и вынесоша Игоря, «а сь сынъ Рюриковъ». И убиша Асколда и Дира, и несоша на гору, еже ся нынЂ зоветь Угорьское, [идеже нынЂ] Олминъ дворъ; на той могилЂ поставилъ Олма церковь святаго Николы; а Дирова могила за святою Ориною. И сЂде Олегъ княжа в КыевЂ, и рече Олегъ: «се буди мати городомъ Рускымъ». И бЂша у него СловЂни и Варязи, и прочии прозвашася Русью. Се же Олегъ нача городы ставить; и устави дани СловЂномъ, и Кривичемъ, и Мерямъ; и устави Варягомъ дань даяти отъ Новагорода 300 гривенъ на лЂто, мира дЂля, еже до смерти Ярославли даяше Варягомъ.
    В лЂто 6391. Поча Олегъ воевати на Древляны, … <…>”.

    Источники:
    1. Iзборник > Лiтописи > ПовЂсть временныхъ лЂтъ (За Іпатським списком) > Повість врем’яних літ (переклад В. Яременка і текст) > До 6420 [912] рок.
    2
. Российская государственная библиотека >  Полное собрание русских летописей. Т.I. Лаврентиевская и Троицкая летописи. Санктпетербург. 1846.
    3. Полное собрание русских летописей. Т.1. Лаврентьевская летопись, Ленинград, АН СССР, 1926-1928. >  Ссылка на файл в формате pdf, размер файла 3 Mb.
    4. Радзивиловская летопись > Градъ Смоленьскъ
“Радзивиловская рукопись – монументальный исторический документ, проливающий свет на историю России и ее соседей с V по начало XIII века, выполненный в живописной форме, с более чем с шестью сотнями цветных иллюстраций. Получив широкую известность в научных кругах в XVII и XVIII веках, Кенигсбергская Хроника, как еще нередко называют данную летопись, считается одним из древнейших сохранившихся образцов русских иллюстрированных летописей. …
    На нашем сайте представлена электронная версия Радзивиловской летописи в виде цветных копий страниц оригинального документа.
Если имеется современный перевод отображаемой страницы, вверху слева показывается ссылка “текст”.
    5. Википедия — Свободная энциклопедия > Повесть временных лет
    6. Библиотека Орфограммки > … > 7.1.1. Перевод дат с древнерусского летосчисления на современное

    Дополнено 22.03.2014
    ВЫВОДЫ:
….1. Первое датированное упоминание Смоленска в первой русской летописи «Повесть временных лет» имеет место под 882 годом — эпизод с присоединением Смоленска к Киевской Руси (правда, сейчас этот ранее общепринятый термин – «Киевская» – наши историки, не говоря уже о «популяризаторах», не используют — по понятным причинам):
«В лЂто 6390. Поиде Олгъ, премъ вои свои многы, Варягы, Чюдь, СловЂны, МЂрю, Весь, Кривичи, [и приде къ Смоленску и с Кривичи] и прия городъ Смольнескъ, и посади в немъ мужь свой».
….2. Под 863 годом (ЛЂто 6371) никаких записей с упоминанием Смоленска нет — и вообще никаких записей нет.
….3. Под 862 годом (В лЂто 6370) Смоленск в этой летописи также не упоминается, несмотря на многочисленные враки с настырным утверждением обратного.
….4. Смоленск упоминается в недатированной части «Повести …». И, поскольку эта часть в летописи предшествует датированной, пытаются это обстоятельство трактовать в смысле – раз записано выше, значит и по времени – раньше. (см. например: «863 год нельзя считать временем возникновения Смоленска. Эта дата является вторым упоминанием о Смоленске в русских летописях. Первое упоминание о Смоленске имеется в вводной части «Повести временных лет». Д.П. Маковский, 1963).
    Однако, это тоже лукавство, поскольку недатированная часть:
«Вводная часть по своей форме противостоит анналистическому, разделенному погодно основному тексту летописи. Эти части разрываются рассчетом лет и перечнем русских князей, начиная с Олега. Таким образом, все основные события Введения вынесены за рамки текущей, привязанной к временной шкале истории, находятся вне исторического времени, не имеют конкретных исторических маркеров. Во Введении господствует «смешение времен», хронология явно условна и добавлена в этот раздел a posteriori. Недатированная часть ПВЛ представляет собой «экспозицию» погодного изложения, соответствующего «историческому периоду». Введение составлено из библейских цитат, византийских хроник, подражаний им (списки славянских племен), устного христианского фольклора8 и славянских легенд. В отличие от основного текста ПВЛ, где событийный ряд строится по синтагматическому принципу, во Введении господствуют парадигмальные жанры: перечни (списки), отдельные легенды, цитаты». Композиция начальных частей ранних летописей и хроник, А.С. Щавелёв.
    5. Рассуждая о летописях в связи с событиями  IX века, не следует забывать – считается (достоверных данных, разумеется, нет), что наш первый летописец Нестор родился где-то в середине XI века, а «Повесть временных лет» создана в первой четверти XII-го.
_____
….См. также: 

Хронологическая таблица «первых упоминаний» о Смоленске (ред. 23.04.2014 г.).
А.А. Кондрашенков о вставке под 863 год в Устюжский свод упоминания о Смоленске как о политической акции.
Изданный список Устюжского Свода с первым упоминанием Смоленска “под 863 годом” датируется 1666-1702 гг.
Расхожая общеизвестность, что первое упоминание о Смоленске в летописи было сделано «в 863 году» – это нонсенс.
2. К вопросу о первых упоминаниях Смоленска в летописях: год 863-й.
1. К вопросу о первых упоминаниях Смоленска в летописях: год 862-й.
    И пр. в рубрике Первые упоминания о Смоленске.

Поделиться ссылкой:

 

Упоминания Смоленска в первой русской летописи.: 18 комментариев

  1. anzel

    Следует ли понимать так, что записи вида   ” ЛЂто 6372.    ЛЂто 6373. “- это как в дневнике или ежедневнике? Дату записали, а событий на эту дату не зафиксировали по той или иной причине – не было среди них значимых, или некогда было о них писать?

    1. Editor

      Да не – просто нечего было писать, не мог летописец ни о каких тогдашних событиях ничего знать путного.
      Ведь считается, что черноризец Никон писал свою ПВЛ уже лет через 200, если не больше, после описываемых им событий за указанный период 6300–х. Т.е., с очевидцами и ухослышцами даже не то, чтобы у него была большая напряженка, а просто абсолютное их отсутствие – даже в ретрансляции хотя бы от 3-4 первых поколений потомков.
      Из чего-то письменного могли, чисто теоретически, быть только византийские хронографы, но откуда константинопольские греки в середине IX века могли получать хоть сколько-нибудь регулярную и полную информацию о наших тогдашних внутренних дремучих делах – разве что, если опять какой-нибудь русский князь к ним сам подойдет щит на царьградские ворота прибивать. Да и совсем не факт, что доставка этих хронографов в Печерск была налажена надлежащим образом.
      Вот поэтому и мог он инфы собирать только по небольшенькому абзацу на 10-15 лет описываемых. А остальное приходилось дополнять методом “трех П” – но ведь и у черных мнихов фантазия тоже не резиновая. 🙂

      1. anzel

        stcherov_rp_1980_10_3 Пожалуйте вам еще на мельницу метода “Пол-Палец-Потолок”. Заметка смоленского историка Ивана Щерова в “Рабочем пути” №229 (17381) от 07.10.1980.
        Однако же, насколько всем нам известно, датировка первого летописного упоминания о Смоленске опирается на Устюжский летописный свод.

  2. Уведомление: К вопросу о первых упоминаниях Смоленска в летописях: год 862-й. | Старый Cмоленск

    1. anzel

      Начало 17 века – это, вроде как, “второе издание” Устюжского свода, но датируют его первой четвертью 16 века.

  3. Editor

    Да, до недавнего времени его примерно так и датировали – XVI веком, первой, реже третьей четвертью.
    А именно – до выхода в свет в сентябре прошлого года спецвыпуска журнала “Родина” № 09(2013), с надписью на обложке: “Смоленску 1150 лет”.
    Посмотрите там первый абзац статьи В. Я. Петрухина – а он сейчас, похоже, самый непререкаемый наш авторитет по истории IX-X вв. – “Под 863 годом Устюжский летописный свод XVII века (Архангелогородский летописец) повествует о … Аскольде и Дире … увидели на Днепре Смоленск …”.

    Впрочем, написано ли в летописи впервые “В лЂто 6370 …” через 650, или через 750 лет после этого “лЂта” – разве это так уже существенно? 🙂

  4. Уведомление: 2. К вопросу о первых упоминаниях Смоленска в летописях: год 863-й. | Старый Cмоленск

  5. Уведомление: Выводы к посту «Упоминания Смоленска в первой русской летописи» (доп. 22.03.2014). | Старый Cмоленск

  6. anzel

    Или я невнимательно смотрел, или у Вас и в самом деле нет на сайте, в какой именно летописи присутствует цитата про “град велик и мног людьми”.

    1. anzel

      А у нас есть, но в комментариях по Вашей ссылке. 🙂
      Ну да, в XVI в. Смоленск-то был “велик и мног людьми”, и по Днепру спускаясь мимо такого не пройдешь, или наоборот мимо пройдешь, с опаской.
      Логика!

  7. Editor

    “У Вас есть, …” http://old-smolensk.ru/?p=3477#comment-60041

    Есть-то у нас они есть, и выложены ещё в 2014 году:
    Упоминание Смоленска под 863 г. в “Списке Мациевича” (ПСРЛ, т.37).
    Упоминание Смоленска под 863 г. в “Архангелогородском летописце” (ПСРЛ, т.37).

    Но вот какая наличествует странная загогулина:
    На сайте Полное собрание русских летописейПеречне томов) ссылки под заголовком “Том XXXVII. Устюжские и Вологодские летописи” (как и под некоторыми другими) вообще нет.

    Что бы это могло значить?

    1. anzel

      Что бы это могло значить?
      Я думаю, что тут нет никакого умысла. Вероятней всего силы или возможности «Scan, djvu» закончились в 2015.

  8. Editor

    anzel 08.02.2019 comment-60123
    “Я думаю, что тут нет никакого умысла. Вероятней всего силы или возможности «Scan, djvu» закончились в 2015”.

    Похоже, что так и есть. 🙁

    «Если бы кто-то в середине 90-х годов ушедшего века сказал мне, тогдашнему аспиранту исторического факультета СПбГУ, … что пройдет время и подавляющее большинство публикаций источников и старой (да и новой тоже) научной литературы будет открыто находиться в сети Интернет, к которой может быть подключен любой из нас, — то вряд ли бы я тогда поверил. …
    <...>
    Вдохновленный опытом Баварской библиотеки, … я приступил к реализации схожей концепции в отношении такого же корпуса русских источников — Полного собрания русских летописей. Именно этой задаче и посвящен данный ресурс.
    Реализация данного проекта стала возможна благодаря финансированию в рамках внутриунивеситетского гранта ЧелГУ для поддержки молодых специалистов, содействию проректора по научной работе ЧелГУ А.В. Мельникова и неоценимой трудоспособности и подвижничеству моего давнего соратника … И.В. Купцова (aka Perseus), собственно и настоявшего на необходимости создания электронной коллекции ПСРЛ.
    Всем им моя искренняя и глубокая признательность!».
    http://psrl.csu.ru/indexs/develop.shtml

    «Для скачивания отправляемся сюда, переходим к нужному тому и щелкаем на значке (значках) справа. Позиции, не активные в таблице, пока еще не выложены».
    https://vasily-sergeev.livejournal.com/3714699.html
    https://yarodom.livejournal.com/487212.html

Добавить комментарий для anzel Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.