Гагуа (Пінск), Смаленскія харугвы пад Грунвальдам: міф ці рэальнасць? // В сб. «НавагрудчынА ў гістарычна-культурнай спадчыне Еўропы (да 600-годдзя Грунвальдскай бітвы)», Минск, 2010; стр. 29-38.
«Несмотря на то, что Грюнвальдской битве посвящены сотни научных и популярных работ и публикаций, ряд вопросов, касающихся различных аспектов битвы, до настоящего времени носят дискуссионный характер. … Одной из таких мифологем является положение о решающей и исключительную роль смоленских полков в победе объединенных войск Польской короны и Великого княжества Литовского над войском Тевтонского ордена, добытой под Грюнвальдом в 1410 году.
Миф появился на свет и был выпестован в российской дореволюционной исторической науке. Так, уже М. Карамзин в своей знаменитой “Истории государства российского” писал, что … исключительно благодаря отваге преданных ему смоленских воинов» [1]. … Более чем через сто лет ему поддакивал другой знаменитый русский историк – С. Иловайский: “… главная часть победы принадлежала Смоленскому полку… » [2]. Наиболее оформленное выражение данная концепция получила в изданной под названием “Грунвальденская битва 1410 года” речи М. Каяловича, которую он озвучил на торжественном заседании Славянского благотворительного общества 14 февраля 1885 года [3] … «… Но в этот критический момент спасли славянскую дело и дали ей совершенно другое направление доблестные смоленские полки. Они как скала стояли напротив немцев и выдерживали все их нажатия. Лег костьми первый отряд, но выстояли второй и третий, и это было тем важнее, что смоленские полки занимали место около центра армии, рядом с поляками и почти против соединения дорог из Грюнвальда и Танненберг, по которым двигались с особой силой немцы. Смоляне защитили собой сторону польского войска …» … «… основа всего успеха была в доблести смолян … » [5]. < …>.
После революции 1917 года миф о смоленские полки в неизменном виде перешел в советскую историографию. … Однако трактовка событий в их изложении ни на йоту не отошла от принятой в дореволюционной исторической литературе. … « … Рыцари были наголову разбиты, причем решающая роль в этой битве выпала на долю трех смоленских полков, из которых один полк был полностью уничтожен » [6] …. “знаменитая Грюнвальдская битва 1410 года была выиграна благодаря мужеству русских отрядов, особенно героического смоленского полка, который принял на себя немецкий удар »[7]. <…>.
После обретения Литвой и Беларусью суверенитета вопрос о роли, которую сыграли смоленские полки в Грюнвальдской битве, приобрело в литовском и белорусском исторической науке ярко выраженную национальную окраску. Впервые их героизм и решающая роль в победе были поставлены под сомнение.
Литовские исследователи, в первую очередь в лице Мечыславаса Ючаса и Эдвардас Гудавичус решили эту проблему достаточно просто – путем отказа от признания факта побега с поля битвы войска Великого княжества Литовского, заменив его выполнением маневра “заманных” побегов. Таким образом, вопрос о роли смоленских полков просто отходил на второй план, поскольку маневр осуществлялся всем войском Витавта [11]. …
В Беларуси пошли несколько дальше, чем в Литве, не только отказавшись от признания побега хоругвей Витовта, но и сделав смоленские полки этнически, не русскими, а белорусскими: … “указание Длугоша, что в битве выступали три смоленских полка, вызывает достаточное удивление, поскольку он сам, перечисляя полки, называет смоленский полк в единственном числе; затем же речь идет о трех хоругвях. Сам Смоленск непосредственно исправить три полка никоим образом не мог; по сравнению с тем, что Полоцк, Владимир, Вильнюс выставили по полку, это было бы очень странно. Речь, таким образом, может идти только о полках Смоленщины. Тогда, если добавить к указанной смоленской хоругви два не названных полка со Смоленщины – мстиславский и оршанский, запись Я. Длугоша находить ясность в отношении количества …”[12].
Далее эта концепция была воспринята официальной белорусской историографией, поскольку перекочевала в “Энциклопедию Истории Беларуси”, где в статье С. Терехина, посвященной битве при Грюнвальде, утверждается, что в битве “особо отличились” Мстиславская и Оршанская хоругви» [13].
Нетрудно заметить, что главным недостатком подобной трактовки является ее очевидная абстрактность, недостаточно подтверждена данными исторических источников. … <…>». (Перевод Google Translate)
(Продолжение следует)
Источник:
….НавагрудчынА ў гістарычна-культурнай спадчыне Еўропы (да 600-годдзя Грунвальдскай бітвы), файл grunvald_n.pdf, 6,3 MiB
….«да 600-годдзя Грунвальдскай бітвы / Месца выхаду: Мінск / Дата выхаду: 2010 / Рэдакцыйная калегія: А.А. Каваленя [і інш.] / Памеры: 375 с., 30 см / Катэгорыя: Гісторыя / Кнігазбор: BTH — бібліятэка Беларускага Гістарычнага Таварыства, ul. Proletariacka 11, Białystok (папяровы асобнік).
… Матэрыялы выдання прысвечаны знамянальнай падзеі – 600-годдзю Грунвальдскай бітвы. У працы раскрываюцца шматлікія праблемы гісторыі Навагрудчыны ад старажытнасці да сучаснасці».
Файл со страницы 39: grunvald_n_p29.pdf
________
Найдите отличия слева внизу на картинках из польской и белорусской(тарашкевицы) Википедий.
Другие посты по теме см. в рубрике Грюнвальд, 15 июля 1410 года
Поделиться ссылкой: