.
Дополнено 28.11.2017(1)
….См. комментарии:
“anzel 28.11.2017 в 10:58: Ну тогда, давайте совместим два почерка”.
.
Сдается мне, что оба эти два почерка значительно больше похожи друг на друга, чем любой из них на скоропись конца XVIII века, 🙂
.Таблица 1. Скоропись 1781 года // И.С. Беляев. Практический курс изучения древней русской скорописи для чтения рукописей XV-XVIII столетий, стр. 55.
.
Дополнено 15.12.2017 (2)
Рукопись (автор не указан) и портрет епископа Гедеона из писаревского Историко-археологического музея.
….Два верхних ряда экспонатов из историко-археологического музея г. Смоленска (открыт в 1888 г., основатель и первый заведующий С.П. Писарев, хранитель музея В.И. Грачев):
….В левом верхнем углу — сабжевая «Рукопись «Историческое и географическое описание города Смоленска, составленная к приезду Екатерины II в Смоленск в 1780 г.», в правом нижнем – «Н.х. Портрет Смоленского епископа Гедеона Вишневского (1678-1761)». Холст, масло».
….Источник:
СГМЗ: К 170-летию со дня рождения С.П. Писарева.
Дополнено 23.12.2017 (3)
Прежнее название поста “Какие вопросы возникают к двум верхним строкам?” (от 25.11.2017 г.) изменено на “Историческое и географическое описания города Cмоленска” 1780(?) г. – какие вопросы возникают к двум верхним строкам?”
Дополнено 08.01.2018 (4)
Домысел №1: две верхние строчки дописал хранитель музея В.И. Грачев в 1897 г. – когда эту рукопись оприходовал и печать ставил.
…. Фрагмент 1-й страницы музейной рукописи:
«Составлено къ прiѣзду императрицы Екатери(ны II) въ 1780 году».
….См. “Историческое и географическое описания города Cмоленска” 1780(?) г. – какие вопросы возникают к двум верхним строкам?
.…Фрагмент .127-й страницы музейного каталога В.И. Грачева:
«14. Рук. историческое и географическое описанiе г. Смоленска, составлен. къ прiѣзду Импер. Екатерины II въ 1780 г. …».
….См. А сохранилась ли рукопись неизвестного автора 1780 года, найденная и изданная С.П. Писаревым в 1897 году?, п.7.
(Продолжение следует)
Поделиться ссылкой:
Сразу в глаза бросается:
1) Почерк отличается от текста документа.
2) Цифра в годе поправлена.
“1) Почерк отличается от текста документа”.
Т.е., эта запись над заголовком документа могла быть сделана и значительно позже 1780-х годов?
Вот эта помарка на цифре, то ли 1780, то ли 1787, совсем не дает шанса, что с этой строчки документ начали писать.
Ну да, его как в “Северном архиве” было, с того и начали – тока без сноски 🙂
А Писарев в конце предисловия к своему изданию очень был озабочен 1780-м годом.
Вы считаете, что сам Писарев мог сверху рукописи пояснение дать?
Вообще-то, не то что почерки, похоже, само написание букв разносит рукопись и эту надпись сверху нее довольно далеко по времени.
А во – автограф:
http://old-smolensk.ru/wp-content/uploads/2015/11/smolensk-description-1780_s-pisarev-1898_autograph-rusneb.jpeg
Ну тогда, давайте совместим два почерка.
Дополнено ссылкой на скоропись 1781 г. из И.С. Беляева.
А ради интереса… Здесь в рукописи указаны координаты Смоленска (минуты опустим) – 54° северной широты и 50° долготы.
Сейчас карта Яндекса сообщает координаты 54° СШ и 32° ВД.
То есть сейчас долгота от Гринвича.
А в момент написания первоисточника, с которого переписали рукопись, от какого пункта долгота считалась?
Ни фига се, куда вы копанули! 😯
М. б., так?:
– “А ведь был когда-то в ходу меридиан Канарских островов. Его называли «меридиан Ферро», по острову Ферро, который сейчас называется Иерро и находится на долготе 18 градусов к западу от Гринвича”.
– “Посмотрел на старые карты. 18 век и до середине 20 века – меридиан Ферро (для перевода от Гринвича вычесть 17°40’) или меридиан Парижа (для перевода от Гринвича прибавить 02°20’)”.
Получается, что в оригинале рукописи координаты указаны от меридиана Ферро.
А он разве не 19 веке прекратился использовать?
Вот Павел Елисеевич списал откуда-то:
«Губернский город Смоленск … лежит под 54°47′ Северной широты и 39°43′ Восточной долготы, в разстоянии от С. Петербурга на 668-мь и от Москвы на 382¾ версты.»
Записки о Смоленске, составленные П. Никитиным. – Москва : тип. Августа Семена, 1845
https://dlib.rsl.ru/viewer/01003561066#?page=5
Тут мы еще видим, что и версты “гуляют”. Есть же разница 777 верст или 668.
Не-не, нормально тут – Пал Елисеич же не по железной дороге,
и даже не по автотрассе ездил 🙂
712 км : 1066,78 м = 667.43 верст
К километражу и Пал Елисеичу нет претензий. Тут интерес к разнице в верстах.
Может быть было чего в истории с датой, когда дорогу спрямили почти на 100 верст со времени написания исходника? Может, “óпачку” какую-нибудь выпрямили…
Только сейчас сообразил, что это вы “777 верст” имеете в виду из рукописи.
А, м.б., там просто описка в первой цифре — а д.б. 677?
Или опечатка такая была – в “Северном Архиве” 🙂
Дополнено ссылкой на сайт СГМЗ.
А, м.б., там просто описка в первой цифре — а д.б. 677?
Или опечатка такая была – в “Северном Архиве”
Опечатки в “Записках о Смоленске” Никитина. Там и овраг Гуриловский и долгота 39°, ни к одному известному меридиану не прикладывается.
Что касается 777 верст и 668. Эту разницу и сейчас по шоссе можно почувствовать. В первом случае через Белый и В.Новгород, а во втором — через Витебск, Невель и Псков.
А какой дорогой Екатерина Великая приезжала в Смоленск в 178
70 году?“Что касается 777 верст и 668. Эту разницу и сейчас по шоссе можно почувствовать”.
Но не на 100-же верст? 🙂
Вот, “Все маршруты”: https://flagma.ru/rasstoyanie-smolensk-sanktpeterburg/
Не на 100 верст сейчас, конечно, но 50-60 килОметров разница все равно имеется.
https://yandex.ru/maps/?mode=routes&rtext=59.939095%2C30.315868~54.782640%2C32.045134&rtt=auto&ll=30.629690%2C57.444601&z=6&rtn=2
А почему ей тогда не было быть в 100 верст? В 18-м-то веке?
“А какой дорогой Екатерина Великая приезжала в Смоленск в 178(7)0 году?”
А какая разница?
1. Какой бы дорогой и когда бы она не ехала, ей все равно преподнесли бы рукопись с тремя семёрками – это если предположить описку.
2. А если все-таки с тремя семёрками первичен был «Северный архив» 1828 года, то государыня уже почила в бозе за 34 года до того, как там эту опечатку делали.
А “описка” появилась уже потом – еще через 70 лет! 🙂
Изменено название поста.
Дополнено фрагментами первой страницы рукописи и стр. 127 каталога.
А имеется под руками образец почерка В.И. Грачева?
А разве для жанра домысла это может потребоваться? 🙂
Для жанра домысла вообще мало чего надо, но разве “Старый Смоленск” стремится в этом жанре работать?
Т.е. Вы допускаете, что надпись Василий Иванович мог даже и не собственноручно сделать, а, скажем, продиктовать условной сотруднице музея Агафье Тихоновне Папковой, но автор надписи именно он, потому что рукопись есть в каталоге?
А если рукопись в музей попала уже с надписью?
“Для жанра домысла вообще мало чего надо, …”.
Ну, не скажИте – во всех словарях синонимов неподалеку слово “гипотеза” стоит.
“Т.е. Вы допускаете, …”.
Да не то, чтобы допускаю, а даже и намякиваю – с тонинОй лошадиной попоны. 🙂
“А если рукопись в музей попала уже с надписью?”
То это значит, что её то самое строго секретно законспирированное “частное лицо” надписало.
Или тот, кто у этого лица столь счастливо эту рукопись обнаружил. Тем более, что у него почерк вроде даже и похож 🙂
Меридиан Ферро (см. коммент.14.12.2017)
“… the Ferro meridian is 17° 39′ 46.02″ west of the Greenwich meridian”.
https://en.wikipedia.org/wiki/Ferro_Meridian