Как назывался/называется ручей, вытекающий из родника в безымянном(?) овраге между Воскресенской и Вознесенской горами?

unnamed-brook_map-Smolensk1778-fr_commons-wikimedia    Источник 1:
План Смоленской крепости 1778 г., фрагмент, слева – Воскресенская церковь, справа вертикально –  участок нынешней улицы Коненкова.

Дополнено 04.03.2017 (1)
И вот здесь, на своем плане Смоленска  1905 года,  И.И. Орловский тоже выделил этот родник – кружочком (или квадратиком?) в начале ручья. 
source_fragm-map1905_ii-orlovskiy-smolensk-memorabilities_p81-rusneb.jpeg

 ….Источник 2:
План г. Смоленска, И.И. Орловский, 1905 г.

Дополнено 13.05.2017 (2)
Предполагаемое место сабжевого родника, определенное по карте 1778 и плану Орловского 1905 гг.:  см. комментарии с 19.04.2017 в 22:50 («… а может кто-нибудь…нанести сабжевый родник на аналогичный фрагмент современной карты/плана и/или “спутника” города?») до 28.04.2017 в 13:27 («Так что очень похожею ….» <…> Согласен, однако здесь я вынужден был все-таки сделать поправку и сместить крестик несколько к югу …»).

Дополнено 14.05.2017 (3)
Этот же родник на шведском плане Смоленска ~1750 года: см. комментарии 28.04.2017 в 13 27 («… с учетом более южного положения … на третьем источнике …») и 28.04.2017 в 15 34 («Да, несомненно это один и тот же родник. И на этой шведской карте … Но и эта карта – схема. На Яндекс или Гугл не натянешь особо. … »).

 

 

.….Источник 3:
Шведский план Смоленска (“приблизительно середина XVIII в.”).

.
….См. также:
Почти по Игорю Северянину: Подайте мне мотор. Шоффэр, на Мало-Ногина!

Дополнено 14.06.2017 (4)
А существовал ли когда-нибудь “в натуре” такой топоним-гидроним – Воскресенский ручей/овраг?

«Древний Смоленск располагался на обеих сторонах Днепра. На левом возвышенном берегу среди холмов Соборный, Вознесенский, Казанский и Георгиевский протекают ручьи (соответственно): Пятницкий, Воскресенский и Егорьевский. …»
….См. Л. В. Алексеев, Древний Смоленск.

«Древний С. располагался по обоим сторонам Днепра. На левоом возвышенном берегу среди холмов Соборный, Соборный, Казанский и Георгиевский протекают ручьи Пятницкий, Воскресенский и Егорьевский. …».
….Славянская энциклопедия. Киевская Русь – Московия: в 2 т. Т.2 Н-Я. Владимир Вольфович Богуславский. ОЛМА Медиа Групп, 2001.
….Статья: “Смоленск”, стр. 394.

«Для Смоленска из внутригородских топонимов наиболее актуальны названия холмов и ручьев. Многие из этих наименований сохранились до наших дней, в частности, Соборная гора. Помимо Соборной горы в городе существуют Вознесенский, Казанский, Георгиевский холмы, а на правом берегу Днепра – Покровская гора. …
Смоленск обладает своеобразным рельефом, использовавшимся как естественная защита. Город изрезан целым рядом оврагов, по дну которых протекают ручьи. Как правило, и овраг, и ручей имели одинаковые или связанные названия, например, Георгиевский овраг и Егорьевский ручей. Большая часть подобных внутригородских гидронимов имеет вторичные наименования по близлежащим церквам: Пятницкий ручей (Низинная церковь Пятницы на Малом Торгу), Воскресенский ручей (Воскресенская церковь) и т. д».
….См. А. Н. Соловьев: “Имена смоленских улиц, площадей и не только …”, стр. 105.

….Овраг ледникового периода. Автор: Алексей Волков, Владислав Кононов. Выпуск: 6-7 (26) Gorodnews.ru – Портфель.
«Смоленск изрезан оврагами – и в этом, говорят геологи, особенность рельефа нашего города и его окрестностей. Шейновский, Окопный, Ильинский, Тихвинский, Шклянной, Георгиевский, Резницкий, Воскресенский, Пятницкий, Чуриловский, Свирский – перечислять их названия можно долго. …».

….Полная Рачевка. Угроза со стороны рачевского ручья остра как никогда. «Смоленкая народная газета», 1.06.2015 10:34.
«Смоленск изрезан оврагами. И в этом, говорят геологи, особенность рельефа нашего города и его окрестностей. Шейновский, Окопный, Ильинский, Тихвинский, Шклянной, Георгиевский, Резницкий, Воскресенский, Пятницкий, Чуриловский, Свирский – перечислять их названия можно долго. …».
….И др.

Дополнено 18.06.2017 (5)
Топоним “Воскресенский ручей” – сугубо кабинетная находка 1980 г.?

….Похоже, что в научный оборот (а в последующем в популяризаторскую краеведческую литературу и, соответственно, в местные СМИ) гидроним «Воскресенский ручей» впервые введен публикацией монографии Л.В. Алексеева Смоленская земля в IX-XIII вв – в 1980 г.

….В более ранних, исторических источниках (начиная с «Исторического и географического описания города Смоленска» 1780 г., впервые опубликованного в 1828 году) такой топоним (и как ручей, и как овраг) не обнаруживается. Также он отсутствовал (по крайней мере, уже с 50-х гг. прошлого века) и в лексиконе даже автохтонных обитателей этой части города.
….Впрочем, тогда вообще практически не применялось использование каких-либо специальных названий и для других близлежащих ручьев – Пятницкого, и даже Резницкого – хотя старые названия улиц (например, Казанка, Резничка, Вознесенка) применялись весьма нередко (однако, все-таки  и здесь имело место исключение – улицу им. Воровского в обиходе частенько неофициально именовали почему-то – «Ручей Воровского» 🙂 ).

Дополнено 05.07.2017 (6)
Овраг, ручей, колодец.
Вот на этих 5-и иллюстрациях из поста об улице Мало-Ногина склоны сабжевого оврага видны со стороны нынешней ул. Коненкова (до революции – ул. Вознесенская гора, затем, в нижней части – ул. Коммуны) и со склона от алтарного фасада Воскресенской церкви над тогда еще существовавшей ул. Мало-Ногина:

 

 

 

.

.
(Подробнее об этих снимках см. по первой в этом дополнении ссылке)

.
….А если пройти по течению протекавшего по дну оврага ручья, то сразу же после последнего северного косогора, справа на выходе из оврага, можно было в те годы обнаружить и колодец в старом бревенчатом срубе.

Дополнено 11.02.2018 (7)
На плане 1778 г. безымянный ручей (впадающий в Днепр ч-з Оленеву трубу) вытекает из родника неподалеку от Воскресенской церкви, а Резницкий ручей вообще отсутствует.

Из комментариев к теме http://old-smolensk.ru/?p=34542:
….«… Н.Н. Воронин, П. А. Раппопорт. Зодчество Смоленска XII – XIII вв. (http://www.russiancity.ru/books/b50p.htm)
Церковь на Воскресенской горе:
«Напротив Соборной горы, между двумя оврагами – Родницким (или Смолиговым) ручьём с востока и Пятницким с запада, на склоне городских высот возвышается холм неправильных очертаний – Воскресенская гора. »
На карте 1778 г. оба ручья куда как хорошо обозначены и новая каменная церковь Воскресенская 1765 года постройки.
http://retromap.ru/m.php#r=141778&z=18&y=54.787249&x=32.047044».

….«… “А вот с “Родницким (или Смолиговым) ручьём” – поясните, пожалуйста – где именно он на карте 1778 г. так “хорошо обозначен”?”
«Ну у вас же на первой картинке, но на нем не показан приток с ул. Парижской, т.с., Коммуны.
Даю дополнительной картинкой, обвел овалом. … ».

..
….
См. также:
Почти по Игорю Северянину: Подайте мне мотор. Шоффэр, на Мало-Ногина!

Дополнено 11.02.2018 (8)
Еще один фрагмент фотографии с сабжевым оврагом.

.….На переднем плане – ул. Коммуны, на другой стороне оврага – ныне несуществующая ул. Мало-Ногина, Воскресенская церковь за пределами кадра (справа вверху).
….Источник:
Улицы: Вознесенская гора – Почтамтская – Коммуны – Конёнкова, п.17.

Дополнено 12.07.2018 (9)
Фотографии ручья в овраге на ул. Конёнкова:
Весна 1965 г.
Май 2018 г.
….Два последних снимка сделаны примерно в том же ракурсе, что и первый, но со значительно более близкого расстояния.
Где-то чуть севернее этот ручей сливается с Резницким ручьем!

Дополнено 02.09.2018 (10)
Ручей между Вознесенской и Воскресенской горами, 1950-60 гг. (кроки автохтона 🙂).

.
Дополнено 30.10.2018 (11)
Купель и источник на “Тропе Хо Ши Мина”?

 

.
«9. А вы знаете где в Смоленске находится “Тропа Хо Ши Мина”? … Начинается она сбоку от Воскресенской церкви. …».
.

.

.
«10. Сейчас здесь оборудовали купель и источник. Церковь рядом ремонтируют прямо на глазах, теперь тропа скорее забыта и отдана отдана церковным».
.

.

 

«11. Спускаемся ниже и тропа соединяется с улицей Парижской коммуны, которая тоже, кстати, не особо на слуху».
.

.Источник:
Денис Максимов: Закоулки Смоленска, часть I. Засыпанный мост и тайны Воскресенской горы, March 10th, 2017; см. п.п. 9 – 24.

Дополнено 25.11.2018 (12)
Смолигов колодец нашелся – в сабжевом овраге на ул. Коненкова! 🙂 .
.
«Смолигов колодец – Старинный колодец, в центре города Смоленска. По преданию, в этом районе находился Смолигов колодец, с чудотворной водой. Расположен в историческом центре города.
Автор:Aleksandr Ivanov67 Иванов
Добавлена: 08.02.2018-08:59:50».
...

Дополнено 01.12.2018 (13)

Сабжевый овраг* между Воскресенской и Вознесенской горами, 1980-е гг.

*Русло западного притока Смолигова ручья – овраг к западу от ул. Конёнкова (выделен цветными бергштрихами).

.
Дополнено 03.12/2018 (14)
А это от Института археологии РАН – 2015-го и 2017 гг. – не бергштрихами, а ручьями:

 

..См.: Ручьи: Смолигов, Родницкий, Оленев(Аленьев), Резницкий – это где, когда?,
п.п. 21 и 22.
….Сравните изогипсы с приведенным выше фрагментом 1980-х!.

Дополнено 21.03.2019 (15)
Часть русла сабжевого ручья на выходе из оврага, май 2018 г.
.

.

.

.

.

.

.
.

(далее см. два нижних фото в Дополнении 9 от 12.07.2018).

….См. также:
Ручьи: Смолигов, Родницкий, Оленев(Аленьев), Резницкий – это где, когда?
Вид на Вознесенскую гору и “рога сего оврага”, январь 2019 г.
А что на этих фрагментах планов г. Смоленcка XVIII в. обозначено прямоугольничками и кружочками?
Откуда есть пошло, что Смолигов и Родницкий/Резницкий ручей(овраг) – это одно и то же?
Почти по Игорю Северянину: Подайте мне мотор. Шоффэр, на Мало-Ногина!
Улицы: Вознесенская гора – Почтамтская – Коммуны – Конёнкова.
В полевой сезон 2017 г. археологи обнаружили культурные напластования XI-XII вв. на ул. Конёнкова.

(Продолжение следует)

Поделиться ссылкой:

 

Как назывался/называется ручей, вытекающий из родника в безымянном(?) овраге между Воскресенской и Вознесенской горами?: 35 комментариев

  1. Недоумевающий Автор записи

    Дополнено фрагментом плана И.И. Орловского 1905 г.

  2. Недоумевающий Автор записи

    Коллеги, а может кто-нибудь, используя приведенные выше картинки, по возможности квалифицированно нанести сабжевый родник на аналогичный фрагмент современной карты/плана и/или “спутника” города?

  3. anzel

    Просто взять и наложить не получится. У старой карты пропорции “гуляют”, поэтому наносить придется, используя все возможные ориентиры. И сделать это, вроде, не очень сложно.

  4. anzel

    По плану Орловского и по карте 1778 г. ориентирами могли бы служить направления на восток от алтаря Воскресенской церкви и на север от Вознесенского собора. Так что очень похоже. Разве что сдвинуть еще малость севернее Ваш крестик, т.е. чуть ниже по оврагу. Впрочем у Вас небось есть свои какие-нибудь обоснования именно такому его положению.

  5. Недоумевающий Автор записи

    “Так что очень похоже. Разве что сдвинуть еще малость севернее Ваш крестик, т.е. чуть ниже по оврагу”.

    Согласен, однако здесь я вынужден был все-таки сделать поправку и сместить крестик несколько к югу – с учетом более южного положения левого “31. Brunnen” * относительно “23. Kirchen” (Вознесенской церкви) на третьем источнике: http://www.retromap.ru/m.php#r=1417509&z=16&y=54.786754&x=32.047978

    (* См. также: http://dicipedia.info/dic-se-ru-term-3600.htm, пп.2 и 3.)

  6. anzel

    …на третьем источнике…

    Да, несомненно это один и тот же родник. И на этой шведской карте вода в нем, небось, самая вкусная по сравнению с двумя другими картами. 🙂
    Но и эта карта – схема. На Яндекс или Гугл не натянешь особо.
    А Вы видели недалеко от Воскресенской церкви засыпанный колодец из кирпича?
    На счет старинности кладки утверждать не берусь. Забит землею. Возможно, в новейшее время выполнял функцию не питьевую, а ровно наоборот.
    По памяти, он вот тут см. на левой карте в перекрестье.
    http://www.retromap.ru/m.php#l=0020090&r=1417509&z=17&y=54.786014&x=32.047837
    Найти его очень легко. Идем по дорожке потом тропе между Воскресенской церковью и планетарием, тропа поворачивает левее вниз и тут уже он по левую руку от дорожки слегка торчит из земли.

  7. Недоумевающий Автор записи

    Сначала подправлю немного – вместо “тропа поворачивает левее вниз” точнее будет “тропа поворачивает направо и почти сразу же налево вниз” .

    По Вашей ссылки перекрестье что-то нигде не углядел, да мне это и не надо, я и так этот колодец отлично помню, да и как же его не помнить – когда в школу пошел, два раза в день мимо него проходил …

    Он вот в таком состоянии, как Вы здесь описали, был уже и в начале 50-х – т.е. забит был землей на глубине где-то примерно сантиметров 60-70 см., ну, может, чуть побольше.
    Во всяком случае, когда мой друг детства Мишка уронил туда игрушечный деревянный самолетик, полез его доставать и кувырнулся туда вниз головой, то самостоятельно выбраться не смог, только орал и ногами дрыгал – так его моя маманька оттуда вызволяла. 🙂

    А потом, с годами, этот колодец становился все мельче и мельче, потому как функцию Вы тоже правильно угадали – это уж у нас как водится 🙁

    Значит, еще торчит, говорите ?
    Э-хе-хе, спасибо ж Вам большое за за навеянные воспоминания!!!

    1. anzel

      Да на здоровье, как говорится! А самое главное-то я не понял. На месте кладки и был родник?
      Нет. Не так. Когда Вы туда-сюда мимо кладки ходили, родник где-то рядом вытекал еще?

    2. Editor

      Вот картинка к комменту Недоумевающий 28.04.2017 в 16:58 :
      http://old-smolensk.ru/wp-content/uploads/2019/03/brick-well_malo-nogina-str.jpeg
      См.: Родник у Воскресенской церкви (видео), 2017 г.

      А вот здесь: http://old-smolensk.ru/?p=19769
      См. «Дополнено 30.04.2017 (7)
      Кирпичный колодец на углу ул. Мало-Ногина и уже тогда (в 1950-е гг.) безымянной тропы. …».
      Местоположение колодца в послевоенный период обозначено здесь цветной точкой:
      http://old-smolensk.ru/wp-content/uploads/2015/08/map-smolensk1916_fragm.jpeg
      http://old-smolensk.ru/wp-content/uploads/2015/08/aerophoto-smolensk1941_fragm.jpeg
      http://old-smolensk.ru/wp-content/uploads/2015/08/map-ssmolensk1943_fragm.jpeg

      1. anzel

        По всем тут приведенным рассказам, данный кирпичный колодец использовался, вероятно, до войны. Каково же его могло быть назначение? Водопроводный, канализационный, связь?

        1. Editor

          Да любое из вышеперечисленных — хотя бы даже только для этих трех домов:

          1. Editor

            Не, виноват – канализационный, скорее всего, отпадает. 🙁

            Потому как:
            “- krivich 7 февраля 2015, 21:47 Классические бараки.
            – Rittmeister 7 февраля 2015, 23:05 Ну, не знаю, что Вы понимаете под словом “барак”. Обычный жилой дом на 8 (16) квартир. Без удобств.
            – Krivich 8 февраля 2015, 00:12 Вот именно это и понимаю. А по-Вашему, бараки бывают только лагерные? …
            – krivich 12 февраля 2015, 21:46 Вопрос скорее терминологический, но народ называет эти типовые деревянные дома 1930-1950-х гг. по всей стране домами барачного типа или просто бараками, а также “домами в стиле барак”. …
            – Mot 9 февраля 2016, 14:5 Я жил в бараке – там длинный коридор (поэтому и называли барак), а квартиры (комнаты) отделены, типа общежития. Готовили на общей кухне, туалет на улице. …”.
            См. ссылки в “Смоленские новости” об истории Никольской (Офицерской) слободы.
            – – – – – –

            А вот кабельный, пожалуй, мог бы быть.
            Тем более,что там до войны вокруг еще много домишков было и поменьше этих – см. аэрофотосъемку.

  8. Недоумевающий Автор записи

    Родник вытекал (или бил?) из склона на противоположной стороне оврага, т.е. от этого колодца по прямой метров примерно 80 на ост-норд-ост.

  9. Editor

    Дополнено фрагментами современной карты и «спутника» с местом родника
    в овраге между Воскресенской и Вознесенской горами (не путать с колодцем на ул. Мало-Ногина! 🙂 ).

  10. Недоумевающий Автор записи

    Что-то сдается мне все-таки, что этот … э-э-э … гм … гидроним – “Воскресенский ручей”(он же – овраг) – вышепоименованными и др. авторами попросту высосан из пальца, причем в подавляющем большинстве случаев даже не из своего. 🙂

  11. Недоумевающий Автор записи

    Дополнено ссылками на иллюстрации из поста об ул. Мало-Ногина.

  12. Недоумевающий Автор записи

    Н.Н. Воронин, П.А. Раппопорт. Зодчество Смоленска XII – XIII вв > Церковь на Воскресенской горе.
    Стр. 239: “1. Напротив Соборной горы, между двумя оврагами – Родницким (или Смолиговым) ручьём с востока и Пятницким с запада, на склоне городских высот возвышается холм неправильных очертаний – Воскресенская гора. …”.

    А куда же делся безымянный сабжевый овраг между Воскресенской и Вознесенской горами (над черным треугольником «22» на Рис. 171 http://www.russiancity.ru/bookil/b50il171.jpg, стр.334)с западным притоком Смолигова ручья?

    См. также:
    Выше: Доп.14.06.2017 (4), Доп. 18.06.2017 (5)
    Ручьи: Смолигов, Родницкий, Оленев(Аленьев), Резницкий – это где, когда?

  13. Недоумевающий Автор записи

    Когда-то, м.б., и был, но, по крайней мере последние 150 лет эти два оврага (Родницкий-Резницкий и сабжевый безымянный, или все-таки Воскресенский) уже точно друг с другом не соприкасались, а вытекающие из них одноименные ручьи сливались в одно русло значительно севернее выхода этих оврагов на равнинную низину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.